Существует мнение, что новаторы от живописи не знали теории изобразительного искусства, работая интуитивно. Однако даже самые необычные творческие результаты — вовсе не плоды отрицания научного знания. Роль интуиции тут сильно переоценена, и все новые направления в изобразительном искусстве были результатом анализа природы вещей. Давайте проследим творческие пути нескольких известных художников XIX—XX веков и докажем, что в их жизни было место науке.
Винсент Ван Гог
Винсент родился в Нидерландах в семье протестантского пастора Теодора Ван Гога. Он появился в 1853 году после смерти первенца и получил его имя, став старшим из шести детей.
В 11 лет Винсент впервые уехал из дома для обучения в школе-интернате, где впервые познакомился с рисованием. Мальчика ранило отдаление от семьи, и уже через четыре года он бросил формальное образование. В июле 1868 года Винсент Ван Гог устроился на службу в Лондоне в художественно-торговую фирму своего дяди и получил там большую насмотренность в искусстве. Однако вскоре он сделал вывод, что «у искусства нет худших врагов, чем торговцы картинами", и пошёл по стопам отца.
Какое-то время Ван Гог занимался проповедью Евангелия, совмещая занятия теологией и зарисовками, зарабатывая на жизнь рисованием карт Палестины. Однако его горячий характер не понравился синодальному Комитету, и за ходатайство об улучшении условий труда шахтёров он был отстранён от должности проповедника.
В 1880 году Ван Гог серьёзно задумался о пути художника и посещал занятия в Королевской Академии изящных искусств в Брюсселе. После года обучения Винсент сделал вывод, что способен продолжить занятия самостоятельно, и вернулся в родительский дом.
Следующим этапом обучения стала Гаага, где художник брал уроки у своего родственника — представителя Гаагской школы живописи Антона Мауве. Этот период творчества Ван Гога характерен смешением материалов: мела, пера, акварели, серии. Также Ван Гог скопировал все литографии пособия «Курс обучения рисунку» Шарля Барга.
Пять лет творческих поисков дали понять Винсенту, что его знания человеческой натуры недостаточны, и художник отправился в Антверпен, чтобы учиться в живописном классе при Академии, а вечером посещать частную школу, где рисовали обнажённые модели.
В феврале 1886 года начался парижский период жизни Винсента. На этот раз его учителем стал знаменитый преподаватель академического искусства Фернан Кормон. Кроме этого Ван Гог копировал японские гравюры и изучал теорию цвета Эжена Делакруа. Его палитра высветлилась, в работах появился характерный «струящийся» мазок. Ван Гог познакомился с Анри де Тулуз-Лотреком, Полем Гогеном, Камилем Писсарро. Он стал таким, каким его знает большинство любителей постимпрессионизма.
Итак, мы доказали, что обучение Ван Гога было длительным, а его манера формировалась под влиянием разнообразных учебных программ.
Переходим к следующему примеру.
Анри Матисс
Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года на севере Франции. Его отец торговал зерном, а мать расписывала керамику. Первое образование Матисса было юридическим. Анри уже работал помощником у присяжного поверенного, когда в его жизнь вмешался случай.
В возрасти 20 лет Матисс на два месяца попал в больницу с аппендицитом. Мать купила ему принадлежности для рисования, чтобы скрасить период реабилитации, и невинное развлечение получило развитие. Вопреки неодобрению отца Анри Матисс решил стать художником и начал обучение в школе рисунка Кантен де ля Тур.
Уже через два года Матисс оставил юридическую практику и уехал в Париж, где поступил в частную академию художеств. Там он проходил подготовку для поступления в официальную Школу изящных искусств, однако не поступил. Тогда он перешёл в Школу декоративных искусств, где посещал мастерскую Гюстава Моро.
Позднее Анри познакомился с Джоном Питером Расселом, который открыл для Анри импрессионизм, в частности работы Винсента Ван Гога. Позднее Матисс выражал глубокую благодарность Расселу за то, что тот растолковал ему теорию цвета. Это, безусловно, говорит нам о том, что Анри Матисс ценил научный подход.
Второй раз работа с цветом упоминается в биографии Анри Матисса в связи с именем Поля Сезанна. Сезанн разработал живописную систему, сократив палитру до двух-трёх цветов, и его поиски оказали большое влияние на Анри Матисса.
А в 1908 году по совету друзей Матисс открыл частную школу живописи, где преподавал около четырёх лет. Известно, что в Академии Анри Матисса большое значение придавалось классической базовой подготовке. Кроме того, студенты и преподаватели раз в неделю посещали музей, а работа с натурой начиналась только после освоения техники копирования.
О серьёзном подходе к изобразительному искусству свидетельствует следующее высказывание Анри Матисса:
Я считаю, что сама теория дополнительных цветов несовершенна. Можно было бы в некоторых пунктах уточнить законы цвета, расширить границы современной теории колорита, если изучать произведения художников, которые применяют цвет, основываясь на инстинкте и чувстве, и постоянно его соотносят с собственными ощущениями.
На этом я прерву своё скромное исследование, а вы напишите в комментариях, кого ещё из художников вы хотели бы рассмотреть на предмет образования.
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.