Территорию между реками Евфрат и Тигр древние евреи называли Сеннаар (т.е., Двуречье), упоминается в Библии, в Ветхом Завете, а древние греки - Месопотамией (т.е. Междуречье).
Двуречье - это впадина, зажатая между каменистой сирийской пустыней на западе и Персидскими горами на востоке. Много тысяч лет назад морской залив (который теперь называется Персидским) вдавался глубоко в материк вплоть до территории севернее современного Багдада. Только в сравнительно поздний период человеческой истории соленая морская вода уступила место суше в результате речных наносов. Море оттеснялось с севера к югу отложениями Евфрата и Тигра. На юге относительно малые, но бурные горные реки, стекающие с Персидских гор, несли не меньше ила, чем Евфрат и Тигр. На юге, ближе к морю, образовалась отмель, которая замедлила течение Тигра и Евфрата настолько, что переносимый этими большими реками ил начал оседать с внутренней стороны отмели. .Часть залива севернее отмели превратилась в закрытую водную лагуну. Постепенно реки сделали воду лагуны пресной, а выносимый ими ил начал распределяться более равномерно, поднимая дно лагуны. Первые полоски земли появились на севере и у южной преграды, а между ними оставалось заболоченное пространство с небольшими островками. Со временем это болото высохло, и на месте залива образовалась плодородная ровная долина, где текли реки вровень с берегами. Не удивительно, что свидетели этого "оттеснения" вод создали миф, который позднее перекочевал в Библию. В Библии, в книге Бытия читаем: "И сказал Бог "Пусть воды небесные соберутся в одном месте, а твердь в другом. И стало так... И земля породила изобильные травы и злаки всех родов и деревья, плодоносящие своими семенами".
Первые поселенцы прибыли в южную Месопотамию в малоизвестные нам доисторические времена. Здесь жили люди уже в эпоху неолита.
При раскопках в районе арабской деревни Эл-Обейда (1922-1934, руководил раскопками английский археолог Вулли) под 14-меровым слоем бытового мусора рабочие наткнулись на твердый, слежавшийся пласт ила и глины в 2,5 метра, нанесенного сюда когда-то водой и, что поразительно, лишенного каких бы то ни было следов присутствия человека. Под пластом найдены остатки мазанок, сделанных из камыша, обмазанного илом, найдены горшки, слепленные вручную без гончарного круга, мотыги, топоры из шлифованного камня, глиняные серпы, обожженные на огне, каменные гнезда, в которых на осях вращались двери жилищ, рыболовные крючки. Жители селения разводили домашних животных, занимались сельским хозяйством и рыболовством. До сих пор неясно, кто по происхождению были эти люди. Ученые предполагают, что это были семитские племена аккадцев, которые позднее перешли в северную часть Месопотамии, где создали собственные государства-города. Над пластом найдены остатки совершенно отличной культуры с посудой, сделанной на гончарном круге. Наличие толстого слоя глины можно объяснит только одним: наводнение. Чтобы мог возникнуть такой толстый пласт ила и глины, вода должна была долго стоять на высоте без малого восьми метров. При таком уровне воды вся страна, от пустыни Ирака до предгорий Элама и от древнейшего Вавилона до Персидского залива, стала жертвой наводнения. Вода затопила все деревни города за исключением тех, что лежали на очень высоких холмах. Хотя шумерские и древнееврейские хроники говорят о всемирном потопе, наводнение являлось локальным бедствием в бассейне Тигра и Ефрата, распространившемся на территории размерами 650 на 150 километров. Но для жителей бассейна наводнение означало всемирный потоп, которым грозный бог покарал грешных людей.
Наводнение объяснило загадку неожиданного исчезновения посуды, слепленной вручную и украшенной своеобразным орнаментом, которая - это показывают раскопки - была когда-то распространена по всей Месопотамии. Племена, изготовлявшие такую посуду, погибли во время наводнения, а малочисленные уцелевшие группки людей были далеко отброшены назад в своем развитии и вели нищенское существование первобытных людей. Земли, некогда столь плодородные, превратились в болота, селения снесла вода, а домашние животные погибли все до одного. Цивилизация этих неизвестных племен, уничтоженных стихией, уже никогда не смогла возродиться.
В конце V тысячелетия до н. э. на территории между реками Евфрат и Тигр в южной части страны появились шумерийцы. Раскопки говорят о том, что они пришли сюда мирно и постепенно смешались с местными жителями. Неизвестно, откуда они пришли в низовья Тигра и Евфрат. Эта земля не могла быть их родиной уже потому, что возникла на их глазах и при их активном участии. Шумерийцы уже были знакомы со скотоводством, земледелием и металлом. Они первыми приручили быка и научились добывать и плавить металл. Об этом свидетельствуют шумерийские слова "нгуд" - "бык" и "уруду" - медь, заимствованные многими языками мира (древнерусское "говядо",отсюда "говядина"; во многих славянских языках -"руда").
Шумерийцы были прекрасными земледельцами. Они построили широкую сеть каналов для осушения топей и сохранения воды на период засухи. Они обрабатывали каждый кусочек плодородной почвы, едва он поднимался над водой. Благодаря шумерийским земледельцам значительно повысилось плодородие месопотамской земли. Документы (глиняные таблички), относящиеся к 2500 году до н.э., сообщают, что ячменные поля давали в среднем 66-кратные урожаи. Древнегреческий историк Геродот пишет, что там собирали в 200 раз больше, чем посеяли. Римский писатель Плиний старший утверждает, что урожаи там снимались два раза в год, а стерня служила пастбищем для овец.
В третьем тысячелетии до нашей эры Месопотамия была уже очень многолюдной страной. Об этом свидетельствуют многочисленные города с местными правителями, культами, храмами, правительствами. В южной части Междуречья города были шумерийскими, в северной части - семитическими. Процесс образования городов сопровождался процессом тесного взаимодействия этих двух элементов населения. Нам известны древнейшие шумерийские города: на юге Сеннаара, у моря - город Эриду с культом бога воды и бездны Эа, с храмом бога Эа (остатки храма обнаружены в 1855 г н.э.). Выше на западном берегу Евфрата расположен знаменитый библейский Ур (обнаружен в 1854 г н.э.), центр бога луны Энзу (Сина), родина Авраама по Библии. В Уре найдены храм и множество клинописных глиняных табличек. Еще севернее лежали библейские Эрех (Урук) с его знаменитым храмом богини Нана-Иштар и древними гробницами, и Элласар (Ларса), центр культа бога солнца Баб-бара (Шамаша); Ниппур, город бога Энлиля; в низовьях Тигра находился город Ширпурла (Лагаш), один из древнейших центров культуры и государственности; к северо-западу от Лагаша - Умма и Шуруппак, в котором обнаружены древнейшие доисторические памятники шумеров и древние гробницы; Киш с его храмом Хар-саг-Каламма; Сиппар и Аккад - города бога солнца Шамаша с храмом Э-баббара "Дом Лучезарного".
Далее идут ассирийские города по Тигру, вероятно, уже чисто семитического происхождения, возникшие позже предыдущих: Ассур (Ашшур), Калах(Калху) и Ниневия. В собственной Месопотамии нам известен древний семитический центр вавилонской
культуры - град бога Сина (солнца), известный в библии Харран, игравший видную роль в жизнеописаниях библейских патриархов, где он стоит в связи с южным городом Уром. Харран имел влияние на развитие ассирийской и хеттской (митанни) культур. До самых последних времен он был оплотом язычества и еще в XI веке новой эры, уже под арабским владычеством, здесь служили богу Сину, так наз. Сабии, представлявшие пережиток вавилонско-арамейского язычества. В лице Харрана древне-восточный мир пережил византийское господство и дожил почти до татаро-монгольского нашествия. Важность Харрана и его особая роль объясняются тем, что он лежал на пересечении торговых путей от Средиземного моря в Вавилонию, Мидию, Малую Азию и Армению, отсюда имя его ("Дорога").
Харран был самым западным древним пунктом вавилонской культуры, самым восточным являются знаменитые Сузы (Шушан), столица Элама, потом Персии.
Истоки цивилизации. Рассказываю подробно.
25 января 202125 янв 2021
33
6 мин