Найти в Дзене
Блог КУМОНомамы

Зачем нужны упражнения на списывание текстов в начальной школе и как их правильно делать

Оглавление

Всю начальную школу - с 1 по 4 классы, и даже немного в средней школе, на русском языке детям встречаются упражнения "спиши текст" - и дальше с нюансами "и подчеркни что-то", "и вставь пропущенные буквы", и так далее.

Оказывается, многие родители искренне считают их тратой времени и сил ребенка. Возможно, именно поэтому довольно многие дети - с подачи родителей - делают такие упражнения методически неправильно.

И поэтому действительно не получают от этих упражнений никакой пользы - одна только трата времени.

Зачем нужно списывать тексты

Списывание текстов - это один из самых эффективных способов наработки грамотного письма.

У меня была статья о том, как решить проблему неграмотного письма у школьника любого возраста (ее можно почитать по этой ссылке). Там я рассказывала о способе повышения грамотности, которому меня научили в университете - переписывание художественных книг. Этот способ всегда работает отлично.

Переписывание текстов в младшей школе нужно ровно для того же - повышать грамотность, учиться писать без ошибок.

Буквально - чем больше малыш будет переписывать тексты, тем лучше будет становиться его грамотность.

Не сразу, конечно, а постепенно. Но заниматься переписыванием текстов очень полезно.

Кроме того, переписывание текстов тренирует руку. Ребенок учится писать красиво и быстро. А это всё - важные навыки для записи лекций, начиная со средней школы и до конца университета.

Но для того, чтобы переписывание текстов действительно приносило пользу, нужно заниматься им правильно.

Как НЕ надо переписывать тексты в младшей школе

Оценку в младшей школе снижают не только за ошибки, но и за исправления. Два исправления приравниваются к ошибке.

То есть буквально 4 зачеркивания - и у ребенка уже трояк, несмотря на отсутствие ошибок.

Чтобы избежать зачеркиваний и переписать текст максимально правильно, некоторые родители приучают ребенка переписывать тексты не словами, а по буквам.

То есть, буквально, есть в упражнении по русскому слово "корова". Родитель говорит ребенку: запомни первую букву "к" - перепиши. Теперь снова посмотри в текст, запомни вторую букву "о" - перепиши. И так с каждой буквой в отдельности.

Да, локально такой способ решает проблему описок и зачеркиваний - их становится меньше за счет того, что ребенок перепроверяет каждую букву.

К сожалению, выполнение упражнения на списывание таким способом - это зря потраченное время. Ребенок не тренирует навык грамотного письма.

Почему переписывание текста по буквам - это плохо

Потому что грамотность возможна только при целостном восприятии слова.

Наш мозг запоминает не просто последовательность каких-то "правильных" букв и даже не буквы, сложенные в слово. А "слово - картинку". И даже не одну картинку, а сразу несколько.

Грубо говоря, прежде чем написать слово "корова", наш мозг "вспомнит", что "вот это пятнистое (а у кого-то рыжее, а у кого-то черное) животное с рогами пишется словом, которое звучит "карова" и выглядит это слово "корова"".

Когда ребенок переписывает по одной букве, он

- во-первых, плевать хотел на "образ - картинку". Никакой мысленной картинки с коровой у него не возникает, потому что переписывает он отдельные буквы, а не слово.
В лучшем случае, переписывая, он обратит внимание на значение слова. Но, как правило, когда дети переписывают тексты таким способом, они могут даже вообще не понять, про что писали.

Примерно так же чувствует себя человек, переписывающий китайские иероглифы, не зная китайского - тупо копирует черточки в нужном количестве и направлении.

- во-вторых, у него нет звукового образа слова. Только отдельные звуки. Перекопировал по одной штучке - и забыл.

- в третьих, очевидно, речь не идет о запоминании образа слова.

Опять приходит в голову пример с китайскими иероглифами - скопировал бессмысленный набор черточек и забыл.

То есть ни одна функция, участвующая в грамотном письме, не задействуется.

Разве что моторная память (рука запоминает, как правильно шевелиться). Но, как известно, моторная память требует постоянного повторения. Так что если ребенок не будете ежедневно писать слово "корова", через непродолжительное время рука забудет правильные направления.

Кстати, по этим же причинам переписывание по сто раз словарных слов- тоже бестолковая практика. К запоминанию это не приведет.
Учите словарные слова в контексте и с учетом того, что будет написано ниже.

Переписывая тексты по буквам, получается, что ради сиюминутной цели - пятерка (или "не-двойка") за конкретную работу - ребенок теряет возможность научиться грамотно писать.

Как надо переписывать тексты, чтобы от них была польза

Выполняя упражнения на списывание, очень правильно переписывать предложениями и словами - чтобы в голове складывались и запоминались образы правильных слов.

1. Попросите ребенка прочитать предложение. Убедитесь, что все слова в предложении ему знакомы, и он понял смысл всего предложения целиком.

Это важно для создания образов. Очень сложно запоминать правильное написание слова, значения которого не понимаешь + правильное написание отдельных слов проще всего запоминается в контексте.

2. Читаем вслух слово, которое собираемся написать. Сначала читаем как обычно, а потом - "буквами". Стараемся запомнить все буквы. Можно для верности несколько раз повторить, выделяя голосом "сложные" места.

Например, слово "что" мы сначала проговорим вслух, как говорим (што), а потом проговорим вслух его "буквенный" вид "ч-т-о" и запоминаем его.

3. Теперь то, что проговорили "буквами", записываем на бумаге. Не надо подглядывать каждую букву - важно стараться по памяти воспроизвести все буквы одного слова.

Ничего страшного не будет, если в середине слова ребенок "подглядит" и перепроверит себя. Но лучше стараться записывать слово, не подглядывая.

4. Сверяем написанное слово с учебником (или откуда списывали). Вот теперь можно и по буквам внимательно сверить.

Исправляем ошибки, если необходимо.

5. Снова прочитаем написанное слово. Потом это не обязательно будет делать вслух, можно только глазам.

Но первое время пусть ребенок читает вслух, чтобы привычка к перечитыванию написанного закреплялась.

Оно того стоит

Выглядит немного долго. Сейчас, возможно, некоторые подумали: "С такой процедурой мы домашку будем год делать".

На самом деле этот процесс переписывания текста точно не дольше (потому что ребенок меньше переключается и больше работает по памяти), а со временем - и гораздо быстрее, чем переписывание по буквам.

Но главное, ни одна секунда времени, потраченного на переписывание текста, будет не напрасна.

А кто-то из родителей подумал: "Наделает ребенок ошибок, поисправляет - и получит трояк за исправления. А списывал бы по буквам - такой проблемы не было".

Переписывая по буквам, ребенок на время маскирует проблему пропущенных или замененных по невнимательности или по ошибке букв. Работа чистенькая, аккуратненькая, без единого исправления. Оценка хорошая.

Но сама проблема никуда не девается. Ребенок так и не натренировался грамотно писать.

И тут начинается средняя школа - и бесконечные изложения и сочинения. Где списывать больше неоткуда - ни по буквам, ни целыми словами. Есть только голова, руки и чистый лист бумаги.

И тут оказывается, что раньше нужно было тренироваться писать грамотно из головы, а не по буквам переписывать.

Помните: младшая школа - это то место, где можно пожертвовать хорошей сиюминутной оценкой ради качественной тренировки и получения фундаментальных знаний и навыков.

Воспользуйтесь этой возможностью, чтобы выработать у ребенка навыки грамотного письма.

Успехов вашим школьникам!

Мой блог про японскую методику обучения KUMON https://kumon-deti.com.

Познакомиться со мной в Инстаграм можно по этой ссылке >>