1904 год. Адель отдыхала в гостиной на диване, время от времени поднося к губам мундштук с сигаретой. Ее не тяготила праздная лень, она ей наслаждалась. Адель ни дня не работала, в ее круге это считалось моветоном, а состояние родителей и мужа позволяло ни в чем себе не отказывать. Хлопнула дверь - вернулся супруг.
- Аделька, дорогая, - обратился он к ней,- сегодня на ужин к нам придет господин Климт.
Адель замерла, щеки ее порозовели. Уже несколько дней вся Вена обсуждала ее бурный роман с уважаемым и талантливым художником Густавом Климтом. Очевидно, слухи добрались и до Фердинанда.
- Но зачем же ты пригласил его, дорогой?
- Я хочу заказать у него твой портрет. Это должна быть самая роскошная, самая дорогая и самая лучшая картина из всех, что он когда-то писал или когда-либо напишет.
Фердинанд Блох-Бауэр, муж Адели Блох-Бауэр, конечно, не был человеком глупым. Узнав об измене жены с уже тогда очень известным модным художником Густавом Климтом, он сразу начал искать пути решения проблемы. Развестись с женой он не мог: браки в богатой австрийской еврейской диаспоре заключались навечно. Союз Фердинанда и Адель вместе с союзом его брата и ее сестры объединил семейные капиталы, сделав возможным расширить сахарное производство Блохов засчет мощных денежных вложений семейства Бауэров (отец Адели Мориц Бауэр был председателем Ассоциации Венских Банкиров). Ставить под угрозу семейный бизнес и несколько сахарных заводов, Фердинанд не мог совершенно. Поэтому он разработал хитроумный, но элегантный план.
Фердинанд заказал у Климта портрет жены. Сумма гонорара была заоблачной, и художник подписал договор сразу же. Щедрый заказчик с радостью поддерживал все идеи Климта: Фердинанд был согласен и на общую концепцию картины, и на отделку золотом, и на орнаментальные украшения. Он даже подарил жене роскошное колье с бриллиантами и рубинами, в котором она позировала специально для своего портрета. Казалось бы, где тут хитроумный замысел?
Дело в том, что Фердинанд прекрасно знал о любвеобильности Климта. Вокруг него всегда крутилось множество поклонниц, любовниц, почитательниц, муз. Он знал и то, что Климт не сможет долго любить одну лишь Адель, ему нужно переключаться на разных женщин, искать свое вдохновение. Если бы Фердинанд попытался сократить их общение, это бы привело к прямо противоположному результату: интерес художника бы постоянно подогревался невозможностью встречи. Поэтому умный владелец сахарных заводов поступил наоборот: он вынудил возлюбленных проводить все время вместе. Фердинанд измучил Климта, снова и снова заставляя его переделывать эскиз картины, добиваясь того, чтобы лицо Адель набило художнику оскомину и начало вызывать только тошноту и отторжение. Всего за четыре года работы над картиной Климт сделал более ста эскизов "Золотой Адели".
Мы не можем сказать точно, сработал ли расчет Фердинанда, или же тут большую роль сыграла болезнь Адель и последовавшие за этим депрессии, но ещё до истечении срока изготовления картины пара распалась. Блох-Бауэр был невероятно доволен собой: отвадил любовника, сохранил семью, да и ещё сделал отличный вклад в будущее - каждому было ясно, что картины Климта будут только расти в цене.
Через десять с лишним лет в 1918 году Густав Климт умер от сердечного приступа, не пережив волнений эпохи. Адель пережила бывшего любовника на семь лет и скончалась от менингита в 1925 году. Перед смертью она попросила мужа завещать три картины Климта, в том числе и "Золотую Адель" венскому музею Бельведер.
В 1938 году начались гонения австрийских евреев. Блох-Бауэр смог сбежать в Швейцарию, где и умер в 1945 году в возрасте 81 года.
Казалось бы, история закончилась, но история одной из самых дорогих картин мира на этом только начинается...
- Спасибо за прочтение. Если вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк... А пока я пишу еще, можно прочитать другие мои статьи, например: