Золотая баба – истинная хозяйка Урала и Сибири. Хотя бы потому, что на протяжении уже без малого тысячи лет будоражит умы всех, кто соприкасается с историей и мифологией этого сурового края. Предания о ней до сих пор передают из уст в уста ханты и манси, за ней охотились норвежские викинги, русские князья и именитые европейские учёные, а в это время легендарный идол успел совершить "путешествие" от берегов Северной Двины до устья Оби. Вопреки усилиям многих поколений охотников за сокровищами самая большая #загадка Сибири до сих пор остаётся нераскрытой.
Любой, кто решает хотя бы немного углубиться в историю Золотой бабы, неизменно сталкивается с ключевым вопросом: а действительно ли этот #идол был сделан из золота? Ведь если проанализировать всё, что нам достоверно известно, получается, что никто и никогда не видел его собственными глазами. Все путешественники слышали о Золотой бабе лишь в пересказах, получая сведения от местных жителей, вогулов и остяков, среди которых богиня известна под именем Сорни-Най. Буквально это переводится как "золотая хозяйка", но не стоит забывать, что мансийское слово "сорни" может подразумевать как золото, так и просто солнечный блеск.
Отчего-то считается, что первое упоминание о Золотой бабе содержится в скандинавской "Саге об Олаве Святом", которую знаменитый исландский скальд Снорри Стурлусон написал в 1220-1230 годах и включил в состав свода "Круг Земной". В числе прочего #сага описывает поход отряда норвежских викингов под предводительством Торера Собаки в Биармию. Где лежала эта самая Биармия, до сих пор неясно. Долгое время считалось, что так называли земли, простиравшиеся от современного Архангельска до Уральских гор. В наши дни учёные больше склоняются к версии, что Биармией викинги называли Прибалтику, Карелию или Кольский полуостров. Путешествие Торера произошло около 1023 года. Вот как его описывал Снорри Стурлусон:
Когда торг кончился, они отправились вниз по реке Вине и объявили, что не будут больше соблюдать мир с местными жителями. Торир спросил, не хотят ли они пристать к берегу и добыть себе еще добра. Все сказали, что готовы отправиться в поход, если есть надежда захватить богатую добычу.
Они оставили людей охранять корабли и сошли на берег. Сначала они шли по равнине, потом начались большие леса. Они вышли на большую поляну. Середина поляны была огорожена высоким частоколом. Ворота в нем были заперты. Торир сказал:
— Здесь внутри ограды есть курган. В нем золото и серебро перемешано с землей. В ограде стоит также бог бьярмов, который называется Йомали. Пусть никто не смеет его грабить.
Они пошли к кургану и выкопали из него столько сокровищ, сколько могли унести в своих одеждах. Потом все побежали к воротам, а Торир вернулся к Йомали и взял серебряную чашу, которая стояла у него на коленях. Она была доверху наполнена серебряными монетами.
Карли увидел у Торира серебряную чашу. Он побежал к Йомали и увидел, что на шее у того висит огромное ожерелье. Карли поднял секиру и рассек нитку, на которой оно держалось. Но удар был таким сильным, что у Йомали голова слетела с плеч. На поляну выскочили стражи и затрубили тревогу. Торир Собака и его люди последними добрались с добычей до кораблей. Потом они поставили парус, и корабль быстро вышел в море.
В саге ни слова не говорится о том, что идол был золотым. Напротив, тот факт, что Карли случайно снёс ему голову ударом секиры, свидетельствует о том, что идол был вырезан из дерева. Да и не стали бы #викинги оставлять на капище изваяние из чистого золота! Более того, в саге и вовсе ни слова не говорится ни о какой Золотой бабе. Описывается типичное языческое #капище, а сомнительную параллель между карело-финской богиней Йомали и коми-пермяцкой Сорни-Най впервые провёл в XVIII веке шведский офицер и путешественник Иоганн Филипп фон Страленберг. Он пробыл больше десяти лет в русском плену в Тобольске и собрал за это время немало материалов по истории и этнографии Сибири. Так что в районе реки Вина, которую современные исследователи отождествляют то ли с Западной, то ли с Северной Двиной, никакой Золотой бабы могло никогда и не быть.
Примечателен и тот факт, что после путешествия Торира никто больше не упоминал о Золотой бабе вплоть до XIV века, когда она неожиданно "объявилась" в более привычном для нас месте – на севере современного Пермского края, где-то под Чердынью. Об этом мы узнаём из Софийской летописи, в которой в 1398 году в связи со смертью святителя Стефана Пермского сообщается:
"Живяше он посреди неверных человек, ни Бога знающих, ни закона ведающих, молящихся идолам, огню и воде, и камню, и золотой бабе, и волхвам, и древью".
Стефан действительно вёл миссионерскую деятельность среди пермян и зырян в тех местах. Будучи создателем древнепермской письменности и имея свойственное миссионерам довольно поверхностное представление о мифологии своей потенциальной "паствы", Стефан мог воспринять преклонение перед богиней-матерью Сорни-Най как банальный языческий трепет перед некоей вполне материальной Золотой бабой.
К началу XV века о таинственном идоле прознали и в Западной Европе. В 1420 году упоминание о Золотой бабе просочилось в "Хронику Констанцского собора" немецкого историка Ульриха фон Рихенталя:
"За Русью лежат два города, один зовется Великий Нонограт, это город сам по себе и выбирает герцога как венецианцы, и много в нем серебра, драгоценного камня и соболя. Другой зовется у Золотой старухи. Они поклоняются Золотой старой бабе, это царство перешло в руки одной старой вдовы. Она дала этой земле всяческие достоинства. И выбирают среди себя господина и их занятия — соболь, птица и мясо".
Именно после этого у западноевропейских авторов вошло в своеобразную традицию помещать где-то на северо-восточных границах Руси территорию, власть над которой неизменно приписывали некоему золотому языческому божеству. По мере того, как границы Ойкумены отодвигались на восток, туда же перемещались и эти таинственные земли. Так, ещё в 1517 году профессор Краковского университета Матвей Меховский в "Трактате о двух Сарматиях" помещал Zlota baba где-то за Вяткой. А у Сигизмунда Герберштейна в "Записках о Московии" 1549 года идол уже "переехал" к устью Оби, на территорию Обдорского княжества. Этих авторов нельзя осуждать – ведь в своих трудах они вынуждены были полагаться на отрывочные и зачастую неверные сведения.
А между тем Пермь Великая была уже окончательно подчинена Московской Руси. Несомненно, русские ратники и воеводы слышали и о легендарном золотом идоле, вот только добыть его им так и не удалось. Можно предположить, что в 1499 году, когда московские князья Семён Курбский и Пётр Ушатый вместе с воеводой Василием Заболоцким-Бражником отправились за Урал для покорения Югорской земли, они рассчитывали на более богатую добычу. В том походе они разорили множество языческих городков и капищ, но Золотой бабы так и не нашли.
В 1582 году след главного божества Югорской земли вновь отыскался. Осенью того года #казаки из дружины покорителя Сибири Ермака Тимофеевича три дня штурмовали Демьянский городок в низовьях Иртыша. Когда они уже решили было оставить непокорный острожек в покое, им в руки попал перебежчик, который сообщил, что в городке находится легендарная Золотая баба. Узнав об этом, предводитель казаков Богдан Брязга приказал продолжить штурм. На следующий день городок был взят, но желанного трофея там не обнаружилось: якобы небольшой группе местных жителей под покровом ночи удалось вырваться из окружения и унести кумира с собой. Брязга бросился в погоню. К маю 1583 года казаки были уже на Оби, в местности, называемой Белогорьем. Здесь они обнаружили священное для остяков капище Золотой бабы. Местные жители верили, что всякий, кто нарушит покой богини, немедленно умрёт. Но казаков не испугали суеверия: они тщательно обыскали капище, но ничего не нашли. Об этом нам рассказывает так называемая Кунгурская летопись. Она же упоминает, что после гибели Ермака ханты якобы принесли в дар Золотой бабе панцирь атамана.
С тех самых пор так близко подобраться к легендарному идолу не удавалось больше никому, хотя активные поиски продолжались. Так, в 1657 году на Конде был основан Кондинский монастырь, ставший центром борьбы с сибирскими язычниками. Священники и монахи не скрывали, что их главная цель – найти Золотую бабу и уничтожить бесовское изваяние. В ходе своей миссионерской деятельности они сожгли сотни деревянных истуканов, облачённых в золото и меха, но легендарного идола среди них не было. Уже при Петре I, в 1712 году, нести язычникам слово Христово отправился миссионер Григорий Ильич Новицкий, сосланный в Сибирь за участие в заговоре Мазепы. Вместе с митрополитом Филофеем он проповедовал среди остяков и вогулов, написал прекрасную этнографическую монографию "Краткое описание о народе остяцком" и посвятил немало времени поискам языческой богини. Григорий Новицкий погиб при невыясненных обстоятельствах в 1725 году – возможно, слишком близко подобрался к заветной цели.
С тех пор интерес к загадочному идолу постепенно сошёл на нет. В течение последующих двух веков учёные и путешественники лишь пересказывали уже известные #факты о Золотой бабе и пытались их анализировать. Лишь в начале XX века этнографы стали целенаправленно собирать материалы о таинственном кумире, выспрашивая стариков из числа хантов и манси. Из разрозненных рассказов удалось установить, что когда-то идол действительно находился в верховьях Камы. Но, стремясь уберечь святыню от русских переселенцев, #шаманы перенесли Золотую бабу за Урал: сначала её спрятали в пещере в истоках реки Сосьвы у горы Денежкин камень, а потом через болота Юконды вынесли на Обь, к Белым горам. В верховьях Конды этнографы нашли дряхлого старика #манси, который некогда был причастен к тайнам идола. На вопрос о том, где его теперь искать, он ответил: "Здесь, на Конде, её нет давно. Унесли к Казыму, а может быть, в Таз".
Все истории о Золотой бабе, относящиеся к советскому периоду – это типичные городские #легенды, большинство из которых возникли уже в наши дни. Как водится, на просторах Интернета они тиражируются и пересказываются без всяких ссылок на первоисточники, которых, очевидно, в принципе не существует. К примеру, широко распространена байка о том, что в 1933 году сотрудники НКВД выведали у шаманов Берёзова о тайном капище на берегах реки Казым, где хранился знаменитый золотой идол. Ханты, защищая святыню, оказали сопротивление, в результате чего четверо чекистов погибли, а Золотая баба из святилища исчезла, и никто не знает точно: то ли она всё же досталась молодой советской власти, то ли её успели в последний момент перепрятать местные жители.
Действие похожей истории разворачивается в 1961 году. Якобы, тогда специалисты Ханты-Мансийского краеведческого музея срочно прибыли в посёлок Юильск: председатель оленеводческого колхоза сообщил им, что в отдалённом лабазе он обнаружил языческого идола. Это была двухметровая скульптура из потемневшего от времени дерева, одетая в шёлковые платки и накидки из меха и украшенная золотыми и серебряными монетами. Найденный идол много времени провёл в запасниках музеев, а сейчас его реставрацией якобы занимаются специалисты в Екатеринбурге. К слову, некоторые жители Юильска, расположенного на территории древнего Казымского княжества, и вправду считают свой посёлок последним "местом жительства" Золотой бабы. Вот только они уверены, что до прибытия учёных идола успели подменить: настоящее изваяние спрятали на небольшом острове на Оби, который ныне ушёл под воду.
Что касается меня, я считаю, что никакого золотого идола никогда не существовало. Точнее, он существовал лишь в воображении приземлённых и охочих до шального богатства "покорителей Сибири". А для коми-пермяков, вогулов и остяков существовала лишь Сорни-Най – богиня-мать, "солнечная хозяйка". За несколько веков русские миссионеры и переселенцы сожгли немало её земных воплощений, разоряя святилища сибирских народов, и даже не осознавали, что гоняются за призраком. Ну а если вы со мной не согласны, у вас ещё есть шансы отыскать легендарный артефакт. Учёные и энтузиасты называют самые различные места, в которых следует искать Золотую бабу в наши дни: озёра Большой и Малый Вагильские Туманы на севере Свердловской области, горы Северного Урала в районе вершин Манья-Тумп, Отортен и Койп, река Северная Сосьва, нижнее течение Оби, Тазовская губа, полуостров Таймыр и плато Путорана на северо-западе Красноярского края. Это огромные дикие территории, где до сих пор зачастую не ступала нога человека, и спрятать на них при желании можно что угодно.
На страницах этого канала мне уже не раз приходилось рассуждать о необычном, мистическом, непознанном. Действительно ли на Урале встречаются гигантские змеи – или Великий Полоз всего лишь красивая и немного страшная сказка? Какие таинственные ритуалы проводили наши предки на загадочном капище Бей-Таш? Ну а если вам ближе нечто материальное, то можете прочитать статью о знаменитом Шигирском идоле – древнейшей в мире деревянной скульптуре, которую за глаза называют "дедушкой египетских пирамид". Или о малоизвестном святилище древних уральцев, расположенном всего в получасе езды от Екатеринбурга. И, конечно же, если статья вам понравилась, не забывайте ставить лайки и подписываться!