Найти тему

Принцип пирамиды Минто - золотые правиа устных выступлений, мышления и делового письма

Оглавление

По книге Барбара Минто

Будучи консультантом в McKinsey&Company M работая с деловой перепиской, Барбара Минто пришла к выводу, что наилучшим образом воспринимается текст, построенный по принципу пирамиды. Взаимо связи между высказываниями B таком документе ограничены тремя логическими направлениями:вверх, вниз и в стороны. Принцип пирамиды стал стандартом McKinsey, a за тем ряда других компаний.

Задача любого документа — донести одну-единственную, главную мысль. Начните с главного, а потом уже двигайтесь вниз и в стороны. Структура пирамиды поможет вам сформулировать свои идеи, установить четкие взаимосвязи между ними M довести рассуждение до логического завершения. Все это сделает документ легким для восприятия и поможет вам донести свои идеи до читателя.

Используя принципы пирамиды, вы научитесь составлять ясные лаконичные документы за минимальное время.

Особенности нашего мышления

Почему именно пирамида?

Особенности нашего мышления таковы, что мы воспринимаем любое сообщение как группу идей, соединенных в одно целое. Анализируя новую информацию, наш мозг разбивает ее на отдельные блоки (слова, фразы, абзацы), а затем снова группирует идеи по принципу пирамиды, начиная с вершины — главной мысли — и спускаясь к основанию: пояснениям, аргументам, подробностям.

Другими словами, слушая доклад, читая книгу, разговаривая с ребенком, мы всегда хотим сначала как можно быстрее понять главное, что же нам хотят сказать. После этого мы легко воспринимаем всю второстепенную информацию: доказательства, пояснения,примеры.

Так происходит потому, что, воспринимая информацию, мы строим мысленную пирамиду и начинаем с верхушки. Хорошо, если ваш собеседник об этом знает, плохо, если нет — тогда вам придется проделать эту работу за него. Хаотично выстроенные сообщения не позволяют нам сразу понять главное и поэтому утомляют.

Пишете вы сообщение или рассказываете о чем-то, ваша задача — позаботиться o читателе или собеседнике и избавить его от ненужных усилий.

Принцип пирамиды помогает запоминать

Вообще вся информация, которая хранится в нашей голове, представляет собой сеть взаимосвязанных пирамид. Мы инстинктивно группируем любую информацию B голове по принципу пирамиды. Например, вам нужно купить продукты. Попробуйте запомнить этот список:

— гречка,

— кефир,

— яблоки,

— сметана,

— сыр,

— макароны,

— груши,

— бананы,

— творог.

Непросто, да?

А теперь попробуем соотнести все продукты с тремя обобщающими категориями:

-2

Правда, теперь запомнить список гораздо проще?

Образы облегчают восприятие

Наше мышление основано на образах. При помощи образа можно соединить большое количество фактов в единую структуру. Именно образы помогают понять и запомнить прочитанную информацию.

Когда вы пишете, мысленно представьте то, о чем хотите сказать, а затем как можно точнее словесно опишите этот образ. Тогда читатель сможет воссоздать его в своем воображении.

С учетом того, что мы не можем удерживать в памяти больше семи предметов одновременно, образы — это очень удобно. Яркие образы помогают запомнить большее количество информации. Неслучайно хоро-шие авторы — и фикшн, и нон-фикшн — и лучшие спикеры постоянно используют их. Почему бы нам не последовать их примеру?

Итак,

- Используйте образы, они помогают понять и запомнить информацию;

- He перегружайте свое сообщение: читатель может воспринять за раз 7 +/-2 единицы информации.

«Золотые правила» пирамиды Минто

Проверить, правильно ли написан ваш текст, хватает ли в нем элементов собраны ли они Вв правильном порядке и поймет вас в итоге читатель, помогут «золотые правила» пирамиды.

-3

Три «золотых правила» пирамиды:

1. Идеи любого уровня должны обобщать идеи, сгруппированные ниже. Когда мы мыслим, мы все время обобщаем, чтобы добраться до главного. Обобщение — это способ привести читателя K той самой главной и единственной идее, которая является вершиной пирамиды.

2. Идеи каждой группы должны быть логически взаимосвязаны. Чтобы вы могли обобщить идеи одного уровня, сначала вам нужно правильно отобрать идеи. Все они должны соотносится определенными категориями.

Например, вы може те объединить груши, яблоки, бананы в категорию «фрукты». Но вы не сможете объединить в одну категорию груши, джинсы и табуретку. Или круглое, мягкое и зеленое. Или Гарри Поттера, Барака Обаму и автомобиль.

Таким образом, отбирая идеи для вашей пирамиды, вы уже предварительно сортируете их.

3. Идеи каждой группы должны быть представлены в логической последовательности. Есть четыре вида логических цепочек, доступных нашему мышлению. Перечислим их:

- дедуктивный (главная идея, второстепенная идея, заключение);

- хронологический (вчера, сегодня, завтра);

- структурный (груша, яблоко, банан);

- сравнительный (папа, мама, дети, кошка).

Выбранная вами последовательность отображает аналитический процесс, который вы взяли за основу ваших рассуждений, и помогает вам восполнить недостающие звенья.

Сверяйтесь с этими правилами, когда будете строить пирамиду, a когда документ будет готов, еще раз проверьте себя.