Найти тему

Сравниваем операцию «Марс» со Сталинградской битвой

Так получается, что к разным историческим датам происходит обострение у отдельной категории людей, уровень знаний которых весьма невысок, но высказаться им хочется.

В эти дни вспоминали Сталинградскую битву, потому и с телеэкрана о ней много упоминали, и обсуждение этих тем в разных социальных сетях шло активнее. Под одной из моих статей, где я мельком упомянул, что операция «Марс» и вся Ржевская битва в целом, никак не могла быть отвлекающей от Сталинградской битвы, просто потому, что масштабы были крупнее, сил было задействовано существенно больше, да и сам Ржевский выступ имел гораздо более важное стратегическое значение, чем Сталинград, тут же появился комментарий. Привести его нельзя, ибо люди, не получившие должного образования, не умеют себя и вести в приличном обществе и их пёрлы приходится удалять. Но суть была знакомой до боли.

Во-первых, под Сталинградом было задействовано сил больше, чем в операции «Марс», ибо копили резервы всей страной несколько месяцев.

Во-вторых, значение Сталинграда было огромно для всего мира и нельзя его сравнивать с клочком земли где-то под Ржевом.

Люди, интересующиеся историей, прекрасно понимают, что это полная чушь, но подобные мнение до сих пор широко бытуют. Одна из моих читательниц предложила мне сравнить эти две битвы — операции «Уран» и «Марс», чтобы всем стало понятно, какая их них крупнее и важнее. И, хотя я это делал уже не раз, решил написать ещё одну маленькую заметку.

Операции «Марс», «Сатурн», «Уран», да и «Полярная звезда» — очередной единый ряд наступательных операций по всему фронту. Наиболее масштабными из них были «Сатурн» и «Полярная звезда», так планировалось ликвидировать целые группы армий и нанести стратегическое поражение Вермахту, изменившее ход войны в целом. Но не получилось ничего, кроме «Урана», потому об остальных старались в подробности не вникать, а придумывать про них всякие небылицы, типа «сковали силы», «отвлекли от Сталинграда». Планы всех этих операций однозначно показывают, все они имели собственные задачи, никак не связанные с «отвлечением» и прочими глупостями.

Что касается сравнения масштабов «Урана» и «Марса», то об этом до сих пор спорят. А спорят, поскольку данные о количестве войск противоречивы у разных авторов. Я на других авторов ссылаться не привык, если уж оперировать чем-то, так боевыми документами.

Поскольку я ранее уже публиковал много данных и по «Марсу», и по «Урану», то сейчас ими и воспользуюсь.

При оценке сил для «Марса», надо понимать, что непосредственно в наступлении была задействована лишь часть сил Западного и Калининского фронтов, остальная часть вступили бы в случае успеха на участках прорыва.

Так вот к началу операции «Марс» советские войска задействовали 60 стрелковых, 2 мотострелковых и 3 кавалерийских дивизии, 17 стрелковых, 3 лыжных, 2 мотострелковых, 1 самокатно-мотоциклетную, 9 механизированных и 25 танковых бригад, 5 отдельных танковых полков. Всего 1977 танков.

Если же считать все наши войска, которые сковывал Ржевский выступ, то в составе Калининского и Западного фронтов, а также Московской зоны обороны было 17 общевойсковых армий, 123 дивизии и 100 бригад. Это при том, что в Действующий армии у нас 62 общевойсковых и 1 танковая армии, 397 дивизий и 328 бригад. То есть Ржевская битва — это примерно четверть наших сил на советско-германском фронте.

Что касается Сталинградской битвы, точнее операции «Уран», то для очередной попытки окружить Паулюса удалось тоже собрать немало войск. Непосредственно для наступления было задействовано 40 стрелковых и 8 кавалерийских дивизий, 5 танковых и 1 механизированный корпуса, 1 мотострелковая, 1 истребительная и 11 отдельных танковых бригад. К началу операции «Уран» наши войска имели 1254 исправных танка. В том числе на Юго-Западном фронте 580 танков, на Донском фронте 171 танк и на Сталинградском фронте 503 танка, из которых в наступлении использовалось 400.

Какие-то комментарии, видимо, не нужны. Арифметика тут простая.

Теперь о том, какое значение имели эти операции.

Операция «Уран», так же, как неудачные наступления в октябре и сентябре, предусматривала окружение немецких войск непосредственно в районе Сталинграда — задача, несомненно важная. Правда, параллельная ей (так она планировалась) операция «Сатурн» имела значительно бо́льший масштаб и значение, так как предусматривала полный разгром южного крыла советско-германского фронта. Но при полной грандиозности замыслов «Сатурна» и «Полярной звезды», даже они не шли ни в какое сравнение с Ржевской битвой. Ржевский выступ — это не просто «клочок земли», как написал мой неграмотный горе-оппонент. Победа в Ржевской битва давала шанс на победу в войне. Немцы ведь не из пустого упрямства обороняли свои позиции под Ржевом, Сычёвкой и Вязьмой. Гитлер рассматривал Ржевский и Демянский плацдармы, как исходные для наступления на Москву. Напомню, что Ржев находится от Москвы на меньшем расстоянии, чем находились армии Вермахта перед началом наступления на Москву в 1941 году.

В германском Генштабе существовали планы по «срезанию» левого фланга Западного фронта — операция «Ураган», ударом с Ржевского и Демянского выступов полное окружение Калининского фронта — операция «Дерффлингер». После чего, дорога на Москву была практически открыта.

Для наглядности, вот карты этих операций:

Операция «Ураган»
Операция «Ураган»
Операция «Дерффлингер»
Операция «Дерффлингер»

Советская разведка про конкретные немецкие наступления ничего не знала. Но очередное наступление наших войск под Ржевом, уже начавшееся немецкое наступление сорвало.

Однако, хотя в Москве и не знали конкретных планов немецкого командования, но про возможность такого удара на Москву понимали. И, судя по всему, очень сильно боялись. Не случайно и то, что я написал выше — почти четверть наших войск было на том участке фронта.

Если бы немцам удалось наступление с Ржевского и Демянского плацдармов, они снова дошли бы до окраин Москвы. Если бы мы одержали победу в Ржевской битве, то немецкий фронт был расколот на две части, открыт путь в Европу, Гитлеру можно было начинать думать о самоубийстве.

Так что, спорить о том, что важнее — Ржев или Сталинград, как мне кажется, нет смысла.

Просто советские историки, чтобы скрыть наши поражения, придумали про «сковывания сил», «не дать возможность перебросить резервы» и прочие глупости. А некоторые не особо разумные товарищи до сих пор в эти глупости верят и повторяют, к месту и не к месту.

Могу вам ещё предложить мою статью:

Операция «Марс» и операция «Уран»: сходство и различия