Найти в Дзене
Словодел

Возраст — не преграда: как дети помогали защитникам Сталинграда победить ключевом сражении Великой Отечественной

80 лет назад, 2 февраля 1943 года, завершилось одно из важнейших сражений Великой Отечественной войны. День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве отмечается в России, как День воинской славы. И хотя основной вклад в победу под Сталинградом внесли бойцы Красной армии, нельзя забывать о героизме мирных жителей, которые не оставили город и как могли приближали общую победу.

Первое время Сталинград находился в глубоком тылу, и о том, что началась война, жители города узнавали так же, как и большинство их соотечественников — слушая большой черный репродуктор, висящий на столбе у административного здания. Однако вскоре фронт приблизился вплотную, и даже в ходе начавшейся спешной эвакуации вывезти всех не удалось.

На правом берегу Волги осталось множество гражданских. Причем, преимущественно женщин и детей, поскольку мужчины ушли на фронт. Но, как и в других местах Советского Союза, юные пионеры и комсомольцы не отставали от старших товарищей.

По воспоминаниям Александра Николаевича Еремина, опубликованным на портале «Я помню», ему еще не исполнилось 15 лет, когда он волею судьбы оказался капитаном буксира «Пожарский», который перетаскивал баржи с ранеными на левый берег Волги, а обратно доставлял необходимые фронту грузы.

       globallookpress.com / © Deutsche Fotothek / dpa-Zentralbild
globallookpress.com / © Deutsche Fotothek / dpa-Zentralbild

До этого Александр ходил на буксире отца, но после самой сильной бомбардировки Сталинграда, произошедшей 23 августа 41 года, особого выбора не оставалось. В город нужно было перебрасывать подкрепление, а из всех доступных специалистов на месте оказался лишь 14-летний парень с недавно полученными корочками капитана судов первой группы (с двигателями до 300 лошадиных сил).

«Меня спрашивают: "Справишься работать на баркасе?" А мне тогда только 15-й год шел, и я гордо так ответил: "Ну а чего ж не справиться-то? Меня на 70-сильном буксире учили работать, а на этом 150 сил — разница не большая". — "Тогда принимай его под свое командование". Вот тут я опешил: "Как принимать? Для приемки нужно комиссию создавать из трех человек, акты делать, подписывать их — так нас на курсах учили". Нарком Шашков похлопал меня по плечу и сказал: "Комиссию создавать и акты составлять мы будем после войны. А сейчас принимай буксир". Мне ничего не оставалось делать, как принять под свое командование буксир "Пожарский", забуксировать паром №5 и отправиться на правый берег в Сталинград».

Эта же бомбардировка и последовавшие за ней пожары крепко впечатались в память малолетних сталинградцев. Вот как описывает тот страшный день Лариса Михайловна Дурнова.

«Когда завыли сирены, я сразу побежала домой. От падающих бомб загорелись штабеля на заводе имени Куйбышева. Зрелище было жуткое! Мы хоть и жили от него в паре кварталов, но ощущали жар от этого пожара, а громкий шипящий звук этого огня был слышен и у нас во дворе. На головы нам сыпался теплый пепел от сгоревших досок и бревен. От сброшенных немцами зажигательных бомб в нашем районе загорелись дома. Напротив нас стоял дом, построенный незадолго до начала войны, так он не загорелся, а закоптился и зажарился от температуры горящих рядом домов».
       globallookpress.com / © Scherl / Scherl
globallookpress.com / © Scherl / Scherl

Тогда Лариса Дурнова училась в седьмом классе, и вместе с подругами приняла решение напроситься работать в госпиталь. Не официально, за еду, а вольнонаемными работниками, без малейшей платы. Впоследствии она была зачислена в штат хлебопекарни, в которой прослужила до конца сталинградской битвы, несмотря на то, что ей не исполнилось и 16 лет.

Когда немцев выбили из города, туда постепенно начали возвращаться мирные жители. Однако на тот момент от Сталинграда практически ничего не осталось. Как вспоминает Галина Сергеевна Антропова, больше всего ее поразило то, насколько далеко стало видно окружающую местность из тех районов, которые ранее находились в плотной застройке.

«Когда мы подъехали к заводу, мы не узнали местности перед ним: там не было ни одного целого дома. Когда мы приехали, мы сначала пошли к маминым и папиным знакомым, которые жили неподалеку. Утром, когда я вышла на улицу, я увидела, что от нашего дома стала видна Волга и идущие по ней пароходы! Вдруг паровозный гудок загудел. Я смотрю и вижу, как по склону Мамаева кургана идет поезд. Вот такие были разрушения в городе, что стало видно то, что раньше было скрыто за зданиями».
       globallookpress.com / © Scherl / Scherl
globallookpress.com / © Scherl / Scherl

В освобожденном городе Галина Антропова продолжила учиться в школе, однако в первое время учеников постоянно снимали с занятий и отправляли разгребать завалы и убирать мусор. Желания ни у кого не спрашивали, хотя и отказавшихся также не было. Единственное, от чего отстраняли детей — от уборки трупов.

Сражение за Сталинград продолжалось 200 дней. В нем участвовали свыше двух миллионов человек, тысячи орудий, сотни танков и самолетов. По масштабам битва не знает себе равных во всей прошедшей истории человечества, и, надеемся, останется таковой.