“Первый раз в первый класс” — испытание для всей семьи. Чтобы поддержать вас, мы сделали перечень моментов, на которые важно обратить внимание.
Готовы разбираться? Поехали!
ВАЖНО: Выберите несколько минут для осознанного погружения и рефлексии, важно, чтобы Вам никто не мешал. Задайте себе вопросы, ответы обязательно записать: письменная речь способствует более глубокому пониманию процесса.
Многие родители выбирают для своего первоклашки именно учителя, а не школу. Сейчас, когда прошло полгода, несколько родительских собраний, общения в чате и возможно личных встреч, оценит честно, как лично вы относитесь к учителю. Выпишите в левой части листа то, что вам нравится, в правой - то что вызывает негативные ощущения или просто непонимание.
Например, доброжелательное отношение к детям, внимание или невнимание к вопросам родителей, строгость и др. Сходятся ли ваши взгляды на критику, например?
2. С каким настроением Ваш ребенок ходит в школу?
Понятно, что утром иногда тяжело рано вставать, но, в целом, ребенку должно нравиться ходить в школу, потому что там интересно, что-то новое, общение, друзья, первая учительница, игры, вкусный завтрак и т.д. С каким настроением ребёнок приходит из школы? Что рассказывает? Зафиксируйте ответ. Дальше уточняем отношение к школе.
3. Как Ваш ребенок относится к учителю?
Часто родители даже немного ревнуют ребенка к учителю, так как мнение учителя становится решающим в разных ситуациях для ребенка: «А Анастасия Сергеевна нам говорила, что важно предложить помощь…А в школе нам объясняли, что правильно мусор разбирать…Вера Александровна говорит, что обзываются слабые люди и т.д. и т.п. Мама, а давай купим подарок Анастасии Сергеевне, пусть у нее будет радостное настроение…» Если у Вас этот случай – то это замечательно! Значит, у ребенка уважительные и доброжелательные отношения с учителем, и главное, что важно делать – НЕ РАЗРУШАТЬ авторитет, даже если мнение учителя не всегда совпадает с Вашим. Гораздо полезнее на этом этапе сохранить привлекательность образовательной среды, которая во многом складывается из отношений с учителем. Поддерживайте уважительное отношение к учителю – и Вы дадите ребенку полезную модель коммуникации. Со временем эта модель претерпит изменения, и желание угодить учительнице перестанет быть доминирующим, отношения станут более рациональными.
—> Если Вам не совсем понятно, как ребенок относится к учителю, можно задать вопрос: Хотел бы ты, чтобы у тебя был другой учитель?
Слушайте, кивайте и снова слушайте. Возможно, услышите много интересного. К примеру, что учительница вашего ребенка не спрашивает, когда он хочет ответить, ругает, «хотя Сашка первый начал», торопит с физкультуры и т.д.
Если вдруг вы почувствовали, что между вашим ребенком и учительницей пробежала черная кошка недоверия, не паникуйте!
Позвоните или лучше договоритесь о встрече, это ОЧЕНЬ важно. Обсудите, почему ваш ребенок стал с меньшим интересом ходить в школу, потому что вы переживаете за него. Поинтересуйтесь, как он чувствует себя на уроках и переменах, что можно придумать для поддержания учебной мотивации, что говорит педагог-психолог о классе, вашем ребенке, предложите сотрудничество.
4. Как Ваш ребенок относится к одноклассникам?
Об этом дети обычно с удовольствием рассказывают, если нет, то это тревожный сигнал и важно об этом поговорить. Коммуникация со сверстниками – важная часть становления личности.
Очень часто родители стремятся доминировать и управлять и этой сферой, лишая ребенка возможности научиться сопереживать, договариваться, отстаивать свои границы и интересы. Поэтому слушайте ребенка, не спешите давать указания и звонить учителю, чтобы он вмешался! Вы оказываете ему огромную помощь, признавая его право на эмоции и чувства, давая возможность прожить переживание, прийти к своему решению. Хорошо, когда у ребенка в классе появилось несколько друзей, а с остальными детьми он общается доброжелательно или не очень в соответствии с ситуацией. В современном мире гуманистические идеи медиации приобретают все большую значимость именно потому, что не так уж и важно установить все детали произошедшего (это не расследование уголовного дела), а важно договориться: по каким правилам жить дальше, возможно, загладить вред.
Сложный вопрос: Как организован учебный процесс? У педагогов есть много технологий, позволяющих спроектировать урок, соответствующий государственному стандарту. Родителям можно попробовать оценить учебный процесс ответив на несколько простых вопросов.
5. Как Ваш ребенок относится к ошибке в учебной деятельности?
В истории развития человечества ее величество Ошибка не раз становилась толчком к научному открытию. Ошибка запускает процессы мышления, поиск новых решений. Если для первоклассник мелкий промах — это катастрофа, слезы, апатия, истерика, то что-то в учебе происходит не так. Не спешите сразу обвинять учителя, в формировании негативного отношения к ошибкам семья тоже активно участвует. Проанализируйте ситуацию, свое отношение к ошибкам ребенка.
6. «Домашка».
Сколько времени ваш ребенок выполняет домашние задания? Остается ли время на прогулки, общение и другие активности, не связанные со школой? Домашние задания возможны в первом классе, это закреплено в СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". Продолжительность выполнения домашних заданий при этом не должна превышать 1 часа. Думаю, важно ориентироваться на эту цифру, чтобы сохранить и здоровье первоклассника.
7. Еще один важный для семьи вопрос: насколько включены взрослые в выполнение школьных заданий?
У меня был опыт преподавания изобразительного искусства в школе, соответственно регулярно мне приносили рисунки для участия в различных конкурсах и размещения на выставках и стендах. Удивительно, но в первом классе практически все дети профессионально выполняют живописные работы. Очевидно, что в любой семье есть художественно одаренные люди, на долю которых и выпадает почетная задача закрывать вопросы с рисунками и поделками. Как семейный психолог я не вижу здесь криминала, если работа выполняется в сотрудничестве ребенка и семьи. Но выполнять задание полностью за ребенка – означает нанести ему огромный вред. И дело даже не в снижении самооценки и перекладывании ответственности, вы бьете по жизненной энергии, будущей проактивности ребенка. Есть задача – ее надо решить! Есть масса способов решения, в том числе, и попросить маму или бабушку помочь. Но толчок, импульс изначально должен исходить от ребенка! Заботливые бабушки и мамы, которые «знают как лучше» и полностью берут на себя инициативу по школьному обучению, обретают смыслы своей жизни, одновременно ломая эти смыслы ребенку.
Как понять, где должна заканчиваться Ваша помощь, чтобы не навредить развитию личности первоклассника? Об этом мы и говорим на наших курсах. Вопрос не праздный, так как в конечном счете проигрывают все: и мама/папа/бабушка, взявшие на себя инициативу, контроль в школьном обучении и первоклассник, наученный беспомощности близкими ему людьми.
Автор: Носова Л.В., психолог, педагог, медиатор, арт-терапевт.
Полезен материал? Поделитесь с нами в комментариях и со знакомыми, у которых в семье есть первоклашки.
Остались вопросы? Пишите нам в комментариях, мы с радостью ответим.
Мы только начинаем работать в Дзена и будем только рады становиться лучше.
Хотите материал на другую тему? Напишите в комментариях, пожалуйста, скорее всего, нам есть, чем с вами поделиться.