Найти тему

Родители первоклашек, ау! Вы как? Как прошел период адаптации? Давайте посмотрим вместе с психологом и педагогом

“Первый раз в первый класс” — испытание для всей семьи. Чтобы поддержать вас, мы сделали перечень моментов, на которые важно обратить внимание.

Готовы разбираться? Поехали!

ВАЖНО: Выберите несколько минут для осознанного погружения и рефлексии, важно, чтобы Вам никто не мешал. Задайте себе вопросы, ответы обязательно записать: письменная речь способствует более глубокому пониманию процесса.

Многие родители выбирают для своего первоклашки именно учителя, а не школу. Сейчас, когда прошло полгода, несколько родительских собраний, общения в чате и возможно личных встреч, оценит честно, как лично вы относитесь к учителю. Выпишите в левой части листа то, что вам нравится, в правой - то что вызывает негативные ощущения или просто непонимание.

Например, доброжелательное отношение к детям, внимание или невнимание к вопросам родителей, строгость и др. Сходятся ли ваши взгляды на критику, например?

2. С каким настроением Ваш ребенок ходит в школу?

Понятно, что утром иногда тяжело рано вставать, но, в целом, ребенку должно нравиться ходить в школу, потому что там интересно, что-то новое, общение, друзья, первая учительница, игры, вкусный завтрак и т.д. С каким настроением ребёнок приходит из школы? Что рассказывает? Зафиксируйте ответ. Дальше уточняем отношение к школе.

Сын одного из экспертов
Сын одного из экспертов

3. Как Ваш ребенок относится к учителю?

Часто родители даже немного ревнуют ребенка к учителю, так как мнение учителя становится решающим в разных ситуациях для ребенка: «А Анастасия Сергеевна нам говорила, что важно предложить помощь…А в школе нам объясняли, что правильно мусор разбирать…Вера Александровна говорит, что обзываются слабые люди и т.д. и т.п. Мама, а давай купим подарок Анастасии Сергеевне, пусть у нее будет радостное настроение…» Если у Вас этот случай – то это замечательно! Значит, у ребенка уважительные и доброжелательные отношения с учителем, и главное, что важно делать – НЕ РАЗРУШАТЬ авторитет, даже если мнение учителя не всегда совпадает с Вашим. Гораздо полезнее на этом этапе сохранить привлекательность образовательной среды, которая во многом складывается из отношений с учителем. Поддерживайте уважительное отношение к учителю – и Вы дадите ребенку полезную модель коммуникации. Со временем эта модель претерпит изменения, и желание угодить учительнице перестанет быть доминирующим, отношения станут более рациональными.

—> Если Вам не совсем понятно, как ребенок относится к учителю, можно задать вопрос: Хотел бы ты, чтобы у тебя был другой учитель?

Слушайте, кивайте и снова слушайте. Возможно, услышите много интересного. К примеру, что учительница вашего ребенка не спрашивает, когда он хочет ответить, ругает, «хотя Сашка первый начал», торопит с физкультуры и т.д.

Если вдруг вы почувствовали, что между вашим ребенком и учительницей пробежала черная кошка недоверия, не паникуйте!

Позвоните или лучше договоритесь о встрече, это ОЧЕНЬ важно. Обсудите, почему ваш ребенок стал с меньшим интересом ходить в школу, потому что вы переживаете за него. Поинтересуйтесь, как он чувствует себя на уроках и переменах, что можно придумать для поддержания учебной мотивации, что говорит педагог-психолог о классе, вашем ребенке, предложите сотрудничество.

4. Как Ваш ребенок относится к одноклассникам?

Об этом дети обычно с удовольствием рассказывают, если нет, то это тревожный сигнал и важно об этом поговорить. Коммуникация со сверстниками – важная часть становления личности.

Родительский Университет МГПУ (с)
Родительский Университет МГПУ (с)

Очень часто родители стремятся доминировать и управлять и этой сферой, лишая ребенка возможности научиться сопереживать, договариваться, отстаивать свои границы и интересы. Поэтому слушайте ребенка, не спешите давать указания и звонить учителю, чтобы он вмешался! Вы оказываете ему огромную помощь, признавая его право на эмоции и чувства, давая возможность прожить переживание, прийти к своему решению. Хорошо, когда у ребенка в классе появилось несколько друзей, а с остальными детьми он общается доброжелательно или не очень в соответствии с ситуацией. В современном мире гуманистические идеи медиации приобретают все большую значимость именно потому, что не так уж и важно установить все детали произошедшего (это не расследование уголовного дела), а важно договориться: по каким правилам жить дальше, возможно, загладить вред.

Сложный вопрос: Как организован учебный процесс? У педагогов есть много технологий, позволяющих спроектировать урок, соответствующий государственному стандарту. Родителям можно попробовать оценить учебный процесс ответив на несколько простых вопросов.

5. Как Ваш ребенок относится к ошибке в учебной деятельности?

В истории развития человечества ее величество Ошибка не раз становилась толчком к научному открытию. Ошибка запускает процессы мышления, поиск новых решений. Если для первоклассник мелкий промах — это катастрофа, слезы, апатия, истерика, то что-то в учебе происходит не так. Не спешите сразу обвинять учителя, в формировании негативного отношения к ошибкам семья тоже активно участвует. Проанализируйте ситуацию, свое отношение к ошибкам ребенка.

6. «Домашка».

Сколько времени ваш ребенок выполняет домашние задания? Остается ли время на прогулки, общение и другие активности, не связанные со школой? Домашние задания возможны в первом классе, это закреплено в СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". Продолжительность выполнения домашних заданий при этом не должна превышать 1 часа. Думаю, важно ориентироваться на эту цифру, чтобы сохранить и здоровье первоклассника.

7. Еще один важный для семьи вопрос: насколько включены взрослые в выполнение школьных заданий?

У меня был опыт преподавания изобразительного искусства в школе, соответственно регулярно мне приносили рисунки для участия в различных конкурсах и размещения на выставках и стендах. Удивительно, но в первом классе практически все дети профессионально выполняют живописные работы. Очевидно, что в любой семье есть художественно одаренные люди, на долю которых и выпадает почетная задача закрывать вопросы с рисунками и поделками. Как семейный психолог я не вижу здесь криминала, если работа выполняется в сотрудничестве ребенка и семьи. Но выполнять задание полностью за ребенка – означает нанести ему огромный вред. И дело даже не в снижении самооценки и перекладывании ответственности, вы бьете по жизненной энергии, будущей проактивности ребенка. Есть задача – ее надо решить! Есть масса способов решения, в том числе, и попросить маму или бабушку помочь. Но толчок, импульс изначально должен исходить от ребенка! Заботливые бабушки и мамы, которые «знают как лучше» и полностью берут на себя инициативу по школьному обучению, обретают смыслы своей жизни, одновременно ломая эти смыслы ребенку.

Источник: Яндекс картинки. Надеемся, в вашей семье такого нет
Источник: Яндекс картинки. Надеемся, в вашей семье такого нет

Как понять, где должна заканчиваться Ваша помощь, чтобы не навредить развитию личности первоклассника? Об этом мы и говорим на наших курсах. Вопрос не праздный, так как в конечном счете проигрывают все: и мама/папа/бабушка, взявшие на себя инициативу, контроль в школьном обучении и первоклассник, наученный беспомощности близкими ему людьми.

Автор: Носова Л.В., психолог, педагог, медиатор, арт-терапевт.

Полезен материал? Поделитесь с нами в комментариях и со знакомыми, у которых в семье есть первоклашки.

Остались вопросы? Пишите нам в комментариях, мы с радостью ответим.

Мы только начинаем работать в Дзена и будем только рады становиться лучше.

Хотите материал на другую тему? Напишите в комментариях, пожалуйста, скорее всего, нам есть, чем с вами поделиться.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц