За свою более чем двухтысячелетнюю историю Великое русское государство участвовало в великом обилии военных споров. Зачастую неуспех в разрешении этих споров зависел от позиционной и стратегической безграмотности полководцев, ведь, как значит заметил один из командующих времён Возрождения, «Войско без командира превращается в неуправляемую толпу». О пяти самых даровитых русских командующих я и расскажу в этой статье.
1. Кутузов Михаил Илларионович (1747-1813)
Представитель военных династий. В 1761 году начал служить в армии. Кутузов служил почти тридцати лет под командованием Суворова, которого он считал своим наставником и учителем. Они вместе проходили путь от могилы Рябой до Измаил, в то время Кутузов стал генералом-поручиком, и в одном сражении потерял глаза. В армии он остался после прихода Павла I к власти, но к Александру I попал в ополол. До 1804 г. Кутузов находился в отставке, после чего вернулся к службе. В войне 3-й коалиции (1805 г.) он нанес поражение армиям Морти и Мюрта, но в битве с Аустерлице он потерпел серьезное поражение. В 1811 году Кутузов принял командование русскими армиями в войне с Османами и менее чем за год сумел вывести Россию оттуда победителем. В Отечественную войну 1812 года Кутузов прославился Бородинским сражением, где его войска нанесли ощутимый удар французам. После проведения Тарутинского манёвра войска Наполеона были отрезаны от снабжения и начали Великое отступление из России. В 1813 году Кутузов должен был возглавить Заграничный поход, однако умер от простудного заболевания в самом его начале.
2. Рокоссовский Константин Константинович (1896-1968)
«Воюя под Москвой, надо думать о Берлине. Советские войска обязательно будут в Берлине», — говорил командующий 16-й армией генерал-лейтенант Константин Рокоссовский корреспонденту во время тяжелых боев за столицу СССР. Будущий маршал одинаково эффективно действовал как в оборонительных сражениях, так и в наступательных операциях.
Рокоссовский принял активное участие в разработке операции «Уран» и именно войска его Донского фронта взяли в плен Паулюса и 90 тысяч солдат его 6-й армии. В ходе Курской битвы, командуя Центральным фронтом, он создал глубоко эшелонированную оборону и настолько эффективно отражал атаки противника, что смог предоставить существенные резервы для помощи другим фронтам. За Курском последовали Битва за Днепр, разгром группы армий «Центр» в ходе операции «Багратион», освобождение его родной Польши и победы в Восточной Пруссии и Померании.
Именно Константин Рокоссовский должен был брать столицу Третьего Рейха, однако в последний момент его перевели на другое направление, отдав командование 1-м Белорусским фронтом, наступавшем на Берлин, Георгию Жукову. До сих пор точно неизвестны мотивы такого поступка Сталина. По одной из распространенных версий это решение было принято из-за польского происхождения Рокоссовского. В любом случае отношения между двумя самыми видными советскими полководцами Второй мировой войны с тех пор испортились на всю оставшуюся жизнь.
3. Чуйков Василий Иванович (1900-1982)
Генерала Василия Чуйкова можно смело назвать одним из главных творцов советской победы в Сталинграде, положившей начало коренному перелому во Второй мировой войне. На плечи его 62-й армии была возложена тяжелейшая задача сдержать натиск 6-й армии Фридриха Паулюса и не сдавать город, пока Красная Армия готовилась к проведению операции «Уран» по окружению увязшей в городских боях группировки противника.
Чуйков принял командование над 62-й армией 12 сентября 1942 года в самый сложный для нее период. В течение двух месяцев его войска были оттеснены к берегу Волги, где из последних сил удерживали небольшую часть городских кварталов, участок у тракторного завода и несколько цехов завода «Баррикады». Штаб командующего располагался практически на передовой, в опасной близости от немцев. Были моменты, когда в результате прорывов солдаты Вермахта оказывались всего лишь в нескольких сотнях метров от советского военачальника.
В Сталинграде генерал ввел тактику ближнего боя — позиции советских солдат располагались от врага на расстоянии броска гранаты, что затрудняло работу немецкой авиации и артиллерии, опасавшихся ударить по своим. С подачи Чуйкова были учреждены специальные штурмовые группы, которые первыми внезапно врывались в дома, подавляя сопротивление не ожидавшего атаки противника, и, удерживая позиции, ждали подхода основных сил. Опыт городских боев был эффективно использован генералом в ходе его последующих сражений, в частности во время разгрома берлинского гарнизона.