Мужские и женские школы — это не такое уж и далекое прошлое. История и художественная литература приучили нас к тому, что раздельное обучение было атрибутом царской России, а в СССР дети в школах учились совместно. Однако это не совсем так. Был в истории нашей страны период длиной в 11 лет, когда мальчики и девочки обучались по отдельным школам. Не классам, а именно школам. Что же за необходимость заставила власти разделить детей по половому признаку и почему от этого отказались?
Долой пережитки царизма
Действительно в Российской империи раздельное обучение практиковалось почти во всех гимназиях, пансионах и реальных училищах. Девочки и мальчики изучали разные науки и получали различные жизненные навыки. Так у юношей учебные программы были составлены с упором на точные науки. А девушек обучали гуманитарным премудростям — языкам, изящной словесности. Обязательными у них были танцы, домоводство и рукоделие. И такое разделение, в сущности, было оправдано — считалось, что только мужчины моли быть государственными служащими, а удел женщин — семья и дом.
Совместное обучение в царской России существовало лишь в некоторых частных школах и на селе, где было бессмысленно разделять и без того небольшое количество учившихся детей.
Но случилась революция, к власти пришли большевики, которые твердой рукой и одним указом ликвидировали всю царскую систему среднего образования. Отныне в России вводились трудовые школы, в которых дети и молодежь обучались совместно. Кроме этого новая система образования стала единой (одна образовательная программа для всей страны), бесплатной, общедоступной и классовой (ориентированной на воспитание в ребенке классового сознания).
Некоторое время образование не было всеобщим (для этого требовались огромные ресурсы), но в 1930 году вопрос был решен. Отныне для сельской местности устанавливалось обязательное 4-летнее образование, а для городов 7-летнее.
"Бабские" школы
Равенство полов советская власть декларировала с самого начала революции. Что ж, оно было достигнуто. Что дальше? А дальше маятник качнулся в обратную сторону. О раздельном обучении стали задумываться еще в конце 30-х, а ввести его планировали в 1941 году. Но помешала война и к реформе вернулись в 1943-м.
Сначала была подготовлена докладная записка за авторством отдела школ ЦК ВКП(б), в которой, в частности, говорилось:
«Совместное обучение стало создавать затруднения педагогического и организационного порядка... Введение раздельного обучения будет содействовать укреплению дисциплины и устранит не всегда здоровые взаимоотношения между противоположными полами».
Докладная записка «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах Союза ССР».
А летом 1943 года вышло постановление Совнаркома за номером 789, которое вводило полное раздельное обучение с 1 класса в крупных городах. Под действие указа попала Москва, все столицы союзных и автономных республик, центры областей и крупные промышленные города. Во всех остальных школах — районных, сельских, а также в вузах обучение осталось совместным.
Как это выглядело на практике? В Москве разделение происходило на уровне школ. То есть началось "великое переселение" детей из одной школы в другую. Вместе с детьми меняли место работы и учителя, так как обучать в женских школах должен был женский педагогический коллектив, а мужских, соответственно, мужской. С этим сразу возникли сложности. Шла война и найти такое большое количество педагогов-мужчин не представлялось возможным.
Другая сложность заключалась в том, что этим же постановлением вводилось обязательное требование доступности ближайшей школы. То есть для любого ученика она должна была располагаться не дальше 3 километров от дома. И если в Москве это условие с грехом пополам можно было хоть как-то соблюсти, то в некрупных областных центрах приходилось просто делить школу пополам. Да, делали глухие фанерные перегородки и в одной части здания учились девочки, в другой мальчики. А иногда поступали еще проще — один этаж отдавали девушкам, другой юношам. На площадке садили вахтера, вот и все разделение.
Само обучение в таких гендерных школах проходило с трудом. Во-первых, было предписано изменить программу — как и в царской России, сделать упор на точные науки у мальчиков, и на гуманитарные у девочек. Во-вторых, остро встал вопрос дисциплины и успеваемости. В женских школах она была выше, да и в целом там работать было спокойней. А вот в мужских... Вот как писала в своем дневнике педагог К. В. Ползикова-Рубец из блокадного Ленинграда:
Там (в мужской школе) неладно. У нас на лестнице ребята сквернословят, курят. Наш Рукавцев так ударил на улице другого ученика, что сломал ему переносицу. Наш Михельсон, ученик 7 класса, выбросил из окна 20 чернильниц, а затем парту. Последняя попала на балкон и чуть не убила уборщицу.
Раздельное обучение стало менять и психологию детей, культивируя в мальчиках чувство собственного превосходства. Так, в "Литературную газету" пришло письмо матери одного из учеников столичной школы, где она сетовала на негативные воздействия раздельного обучения. В частности на то, что ее сын часто стал пренебрежительно называть женские школы "бабскими".
Снова вместе
К концу сороковых годов стало ясно, что эксперимент по раздельному обучению откровенно буксует. Искусственное разделение детей ни к чему хорошему не привело. Так советский педагог и филолог Наталья Долинина вспоминала, что на первом курсе университета юноши и девушки совершенно не общались между собой, игнорировали и даже боялись друг друга. И лишь только спустя некоторое время, привыкнув к совместной учебе, уже на втором, а то и на третьем курсе они могли вновь общаться и учиться вместе без каких-либо затруднений.
В 1950–1953 годах в СССР развернулась дискуссия по эффективности реформы. В "Литературной газете" была опубликована статья "Волнующий вопрос" в которой говорилось о необходимости пересмотреть систему раздельного обучения. Публикация за месяц собрала более тысячи откликов. Писали люди разных возрастов и социального положения. Подавляющее большинство выступало за возврат к прежней системе обучения.
Но дискуссии дискуссиями, а при жизни Сталина нечего было и рассчитывать на такую кардинальную перемену. Ведь это фактически означало, что советская власть допустила не просто ошибку, а крупный просчет. Виновным в этом быть никто не хотел.
Поэтому указ о восстановлении совместного обучения в Москве, Ленинграде и других крупных городах вышел 1 июля 1954 года. Школам давалось всего два месяца, чтобы произвести очередное "великое переселение". Уложились в срок.
Полгода девочкам и мальчикам приходилось привыкать друг к другу и не воспринимать противоположный пол как "инопланетян". Константин Симонов со слов одного из учителей писал:
Всех рассадили парами "мальчик - девочка". Это воспринималось отчасти как брак, причем по расчету (учителей). Мальчики заговорили о достоинствах и изъянах «моей» и «твоей». Завидовали тем, кому досталась «красивая». Большинство мальчиков честно влюбились в «своих».
Вот так закончился этот образовательный эксперимент. С тех пор к идее раздельного обучения больше не возвращались, разве что на уровне дискуссий.
Отменой раздельного образования дело не ограничилось. При Хрущеве волна нововведений и экспериментов только начала шириться. И ладно бы кукуруза, чего стоит только одно стремление переделать правила русского языка 👇:
(При написании статьи была использована информация с сайтов: aif.ru; ru.wikipedia.org; godliteratury.ru; mos.ru)