Мария Джорджеску, румынский врач, листала старый альбом с фотографиями и наткнулась на итальянские снимки.
Вот интересный! Здесь она вместе с Аной-Василикией Аслан во время очередной командировки в Италию. Она, молодой доктор, и великая женщина, которую уважали сильные мира сего. Позади виднеется римский отель...
Год прошёл, как её не стало. Кто она для неё? Старшая сестра? Вторая мать? Научный руководитель? Просто хороший человек? На глазах Марии показались слёзы. Воспоминания нахлынули лавиной, и невозможно было от них спастись.
Она слышала, что Ана в ранние годы проявила такую твёрдость характера, которой позавидовал бы любой успешный человек.
Жила девушка тогда со своей семьёй в Бухаресте, куда пришлось переехать после смерти отца, трансильванского армянина.
Юная Ана не могла смириться со смертью папы, которого безумно любила. В знак этого несмирения твёрдо решила стать врачом, хотя понимала, что это будет непросто: медицина издревле считалась мужским занятием, и женщин неохотно пропускали в такую сферу.
На дворе лето 1915 года, позади Центральная школа Бухареста. Ану расстроил разговор с матерью, которая категорически была против перспективы увидеть дочь врачом.
После недолгого раздумья объявила родительнице голодовку. Софья Прункуль вскоре уступила: не хотела видеть своего ребёнка несчастным.
И завертелась для недавней отроковицы бурная и кипучая жизнь. Вихрем пролетели семь лет учёбы на медицинском факультете Бухарестского университета. В это время целеустремлённая девушка ещё успевала помогать раненым в качестве медсестры: начало обучения совпало с годами Первой мировой войны.
В 1924 году защитила докторскую диссертацию под руководством профессора Даниэля Даниелополу по проблемам физиологии сердечно-сосудистой системы. К Даниелополу Ана питала не только искреннее уважение, но и глубокую платоническую любовь, которую пронесла через всю жизнь.
Все дальнейшие годы главные усилия Аны Аслан были направлены на преодоление старения организма: она изучала терапевтические свойства новокаина и гормональных препаратов, которые применялись при старении патологического характера.
Грянул 1955 год! Научным детищем Аны стал «Геровитал Н3» — препарат на базе новокаина. Учёная обогатила лекарство биовеществом. Она утверждала, что с помощью этого средства люди смогут жить до ста лет!
Также «Геровитал» поможет при артрите, параличе и диабете, улучшит память! Реальным доказательством послужили пожилые люди из провинциального приюта, которых перевезли в Бухарест и передали под опеку академика Аны Аслан.
Все они вскоре почувствовали себя намного лучше, сумели поправить своё здоровье, а у некоторых даже стали расти волосы на голове!
Благодаря этому открытию в Румынии создали ассоциацию геронтологов, а Ана Аслан стала её президентом. Её активно приглашали на научные форумы. Так в 1957 году она выступала с лекцией о своём препарате в немецком городе Карлсруэ.
Коллеги-учёные с иронией взирали на самоуверенную даму, которая вызывала у них сочувствие: уж они-то понимали, что такое новокаин и что никакие биодобавки не могут кардинально изменить качеств этого вещества.
Однако, посмотрев фильм, где красочно обыгрывалась история румынского математика Питера Сонца, пришли в замешательство. Действительно: у Сонца в 93 года была болезнь мозга, он утратил способность сложить два двузначных числа.
Когда больной прошёл курс инъекций препаратом «Геровитал Н3», к нему возвратились прежние навыки, и он стал легко справляться со сложными математическими задачами!
Потом было много всего: Коммунистическая партия Румынии, которая курировала все научные проекты, прилично наживалась на этом открытии, организовав целый бизнес, а автор сенсационного препарата не получала почти ничего, у неё даже не было своего автомобиля; мировое научное сообщество не подтвердило полезных свойств «Геровитала Н3».
Все эти негативные моменты не останавливали сильную женщину, она продолжала дальнейшие опыты, и в 1976 году свет увидел другой препарат в сфере геронтологии — «Аславитал», созданный в сотрудничестве с фармацевтом Еленой Половрагяну. Средство предотвращало старение кожи. Появился следом и «Аславитал для детей» — лекарство от детского слабоумия.
… Мария перелистнула страницу альбома и увидела один из последних снимков своей дорогой коллеги: Ана-Василикия Аслан была там самой величественной и в то же время немного грустной.
Да, потом уже приходил ей в голову вопрос: кем же была на самом деле эта женщина — гениальным учёным или величайшим мистификатором?
Конечно, Мария не могла не знать, что препараты Аны Аслан запрещены по всему миру, что положительные эффекты от них не были подтверждены клиническими испытаниями ни в одной лаборатории мира.
Ещё в 1956 году советский профессор Владимир Алпатов подчёркивал, что новокаин как основной компонент «Геровитала Н3» являет собой аналог алкалоида кокаина — наркотического вещества, служащего для обезболивания при операциях.
Какую пользу для здоровья может принести наркотик? Вероятнее всего, положительные результаты объяснялись краткосрочным эффектом, который даёт это средство, а о дальней перспективе речи и не велось. Вот так!
Всё равно Ана Аслан была удивительным человеком! Она всю жизнь стремилась помогать людям, получая взамен лишь призрачную славу.
Мария почти каждый день вспоминает о ней, и в душе эта удивительная женщина остаётся вечным борцом с унынием, тоской и старостью — старостью и физической, и душевной.