До осени 1944 года Заполярье долгие два года оставалось самым статичным участком советско-германского фронта. Однако попытки освобождения северного района Карельского фронта предпринимались ещё в 1942 году.
Этот год был крайне сложным для Красной армии. Практически все операции на всех фронтах, проведённые весной и летом, не принесли желаемых результатов. Успехи были ограниченными, а чаще любые попытки наступать оканчивались большими потерями. Справедливо это и для Карельского фронта, на котором части Красной армии ещё в сентябре-октябре 1941 года остановили наступление немецко-финских войск в Заполярье и перешли к позиционным боям, сводившимся к борьбе за отдельные высоты и районы. Однако такая передышка длилась всего около полугода — до апреля 1942 года, когда было решено провести операции по ликвидации немецкой группировки на мурманском и кестеньгском направлениях и выйти к госгранице.
Наступления начались в конце апреля и довольно быстро начали буксовать — повлияла плохая погода, из-за которой обе стороны, и в большей степени советская, больше боролись с природными условиями, чем непосредственно с противником. Готовившиеся к тёплой погоде войска первое время действовали в условиях стремительно тающего снежного покрова на каменистой или болотистой местности с резкими перепадами высот и снежно-грязевой кашей на тыловых дорогах. На переднем крае же краноармейцам приходилось воевать вообще в бездорожье.
Буквально через несколько дней после начала наступлений погода быстро поменялась — началось резкое снижение температуры, пошёл снег с метелями. Это привело к обледенению местности и к обморожениям солдат, часть которых уже сняла шинели и ватники. Ещё через несколько дней вновь началось потепление.
Параллельно свою роль играли и другие объективные факторы. Карельский фронт весной 1942 года ещё не успел оправиться от тяжелейших боёв осени и зимы 1941-го – все пополнения шли на основной советско-германский фронт. Многие дивизии имели укомплектованность ниже половины, наблюдалась нехватка оружия и боеприпасов. Одновременно обострилась ситуация с продовольствием, в результате чего от дистрофии умирали не только в тылу, но и на передовой. К началу наступлений эти проблемы решены не были. Морские части, формировавшиеся из «сухопутчиков» и нередко из плавсостава, несмотря на героизм, всё ещё имели слабую подготовку для действий именно в качестве пехоты.
Всё это сильно повлияло на действия советских войск и, как следствие, на результаты операций: наступление закончилось лишь небольшим продвижением вперёд, а стороны понесли тяжёлые потери. Выбить противника с оборудованных за полгода позиций не удалось.
Лето 1942 года на Карельском фронте традиционно считается началом окончательной стабилизации и переходом к локальным боям за отдельные районы, к вылазкам и прочим действиям локального масштаба.
Из дневников первого секретаря мурманского обкома ВКП(б), члена Военного совета 14-й армии Максима Ивановича Старостина – об апрельско-майской наступательной операции 1942 года:
16 апреля.… Сегодня долго заседал Военный совет 14-й армии: разбирали детально всю подготовку к предстоящей наступательной операции: по артиллерии, инженерным войскам, продовольствию и др. Кажется, в разработке операции всё подготовлено…
21 апреля.Командующий армией генерал-майор В.И. Щербаков (Владимир Иванович Щербаков – прим. авт.) прибыл с фронта и докладывал командующему Карельским фронтом генерал-лейтенанту В.А. Фролову (Валериан Александрович Фролов – прим. авт.), что все дороги раскисли, артиллерия и «Катюши» пройти к передовой не смогут. Просил Военный совет фронта отложить начало наступательной операции до 27-го апреля. Военный совет – согласился…
22 апреля.На фронте идёт перестрелка и борьба за овладение отдельными высотами. Мы, перейдя на западный берег реки Западная Лица, …стремимся прощупать систему обороны (противника)… и отыскать ДЗОТы (долговременные земляные огневые точки), частично разбить их, чтобы облегчить нанесение главного удара…
28 апреля.Сегодня наша армия начала наступательную операцию по окружению и уничтожению 6-й горноегерьской дивизии немцев… 12-я морская бригада высадилась… фашисты высадки десанта не ожидали… наступление бригады идёт хорошо… 10-я гвардейская дивизия наступает медленно. Также медленно наступает и 6 олене-лыжная бригада. Наступление сдерживает погода – тепло, всё развезло, бойцы проваливаются по пояс в снег, кругом течёт вода.
29 апреля.…В 21 час повёл совещание с командным составом дивизии. Высказал им свои замечания по ходу боя:
– вялость наступления.
– бойцы не умеют действовать в бою мелкими группами.
– бойцы стараются взять укреплённые высоты «в лоб», а не обходят их… поэтому несут излишние потери.
– плохая маскировка в ходе боя, в движении: бойцы идут во весь рост.
2 мая.Погода резко изменилась: идёт снежная пурга, похолодало, низкая облачность…
7 мая.Погода – пурга продолжает увеличиваться, растут снежные заносы. Много обмороженных и замёрзших бойцов прямо на дорогах. Особенно много потерь от погоды у 152-й стрелковой дивизии, которая шла к фронту, и обоз её очень растянулся и застрял в снегах…
9 мая.Погода – снежная пурга прекратилась, но она принесла нам большие потери… По сообщению пленных немцев, фашисты понесли огромные потери замёрзшими и обмороженными. В некоторых частях – до 40% личного состава, так как они не имеют зимнего обмундирования.
11 мая.Военный совет Карельского фронта прислал две… телеграммы:
1) Снять (эвакуировать) десант 12-й отдельной морской бригады.
2) Частям армии перейти к жёсткой обороне на достигнутых рубежах.
Вместе с тем, после апрельско-майских наступательных операций 1942 года командование 14-й армии в течение года продолжало планировать наступления. Одно из них могло состояться в сентябре того же года. Подобные разработки, параллельно боям местного значения, велись не только для мурманского направления, но и кандалакшского, а также северной Карелии. Большую роль в подготовке таких мероприятий сыграла личность командующего 14-й армией В. И. Щербакова, усилия которого позволили военному совету армии выработать армейскую стратегию, заключавшуюся в формулировании концепции решающий наступательной операции и создании условий для её проведения. Стратегия была одобрена командованием фронта.