На канале совсем недавно была статья о судьбе бывшего главного маршала артиллерии С.С.Варенцова, лишенного звания Героя Советского Союза, пониженного в звании до генерал-майора и отправленного на пенсию в связи с известным и нашумевшим "делом Олега Пеньковского" - агента англо-американских разведок.
А дело в том, что автор 2-х книг, что есть у меня в личной библиотеке, Анатолий Борисович Максимов, считает, что "дело Пеньковского" - это хорошо продуманная и блестяще проведенная операция советских спецслужб тогда, 60 лет назад.
Вот, что пишет Максимов -
"...на Западе его предательство названо "Феноменом Пеньковского" и он ... преподносится в качестве "шпиона, который спас мир" в интересах западной демократии. Но это одна сторона медали ... А другая сторона? Она глубоко скрыта от постороннего взгляда в бывших советских архивах, и только косвенные данные говорят о том, что не так все однозначно в этом громком "деле" предал-разоблачен-осужден-расстрелян..."
Анатолий Борисович Максимов знает, о чем пишет. Он - Почетный сотрудник органов госбезопасности, главный участник крупнейшей операции советских спецслужб под названием "Операция "Турнир", в которой 10 лет играл роль ... предателя!
Коротко о биографии героя статьи.
Мечтал стать военным, поступил и окончил Военно-морское командно-инженерное училище в г.Ленинграде. После окончания училища Максимову предложили службу в органах военной контрразведки. Он дал свое согласие и был направлен на учебу в школу военной контрразведки, где прошел обучение по ускоренной программе.
Служил оперуполномоченным Особого отдела на Северном Флоте. Видимо, показал себя соответственно, ибо Максимова переводят в 10-й отдел Первого Главного Управления (ПГУ) КГБ при СМ СССР. ПГУ - это внешнеполитическая разведка СССР.
Максимов был направлен на учебу в Высшую школу разведки, где проходил обучение под псевдонимом "Алексей Богданович Макаров".
Затем пошла череда загранкомандировок - в Англию, в Японию. Максимов осуществлял свою деятельность, работая под прикрытием Внешторга и "Теххимимпорта".
Анатолию Борисович, к примеру, удалось получить чертежи системы кондиционирования воздуха в самолете Боинг-707. Эти документы очень пригодились в создании аналогичной системы для советских бомбардировщиков, а также подлодок.
Узнал Анатолий Борисович и состав смазки, применявшейся в гироскопах ракет НАТО. А как-то разведчик, контактируя по службе с представителями научной сферы западных стран, сумел установить контакт с химиком, который за сумму в 2 тысячи долларов передал документы по новому способу нефтепереработки.
Такие успехи советского разведчика сэкономили бюджету СССР миллионы рублей.
В 1967 году Максимов был направлен на работу в Канаду. Он стал трудиться в Коммерческом центре советской секции на международной выставке "Экспо-67" в Монреале.
На "Экспо-67" Анатолий Борисович познакомился с канадским химиком Джеффри Уильямсом. Уильямс стал настойчиво обхаживать Максимова, предлагая ему заняться совместным бизнесом. Очевидно, это была проверка со стороны спецслужб Канады.
Затем Максимов вернулся в СССР, прошел соответствующую подготовку и началась операция советских спецслужб "Турнир" - по заданию руководства Анатолий Борисович пошел на "вербовку" со стороны КККП. В этой операции он активно играл роль ... предателя.
КККП расшифровывается как - Королевская канадская конная полиция. За таким замысловатым названием скрывается не какая-то мифическая конная гвардия, а самая настоящая служба контрразведки Канады.
Понимая невероятную сложность этого, предполагая даже угрозу семье, Максимов запросил у руководства максимальное доверие и свободу действий. Руководство ответило согласием.
Так и началось проведение операции "Турнир".
Она готовилась против операции "Золотая жила" канадской контрразведки. "Золотая жила" - так в документах КККП значилась вербовка советского торгового представителя. Им и стал агент "Аквариус" - Анатолий Борисович Максимов.
В Канаде не подозревали, что все время через него им передавали дезинформацию.
Анатолию Борисовичу была отведена роль сотрудника Внешторга СССР с ярко выраженным, просто маниакальным желанием обогащения.
Зная, что квартиры советских служащих регулярно прослушиваются канадской контрразведкой, супруги Анатолий и Нина часто заводили разговоры о насущных потребностях семьи - это бы надо купить, вот это бы хотелось, а денег катастрофически не хватает и т.п.
Но, придерживаясь определенной линии, Максимов, до поры до времени, отвечал канадцам резким отказом.
Такое поведение и длительное наблюдение за Максимовым и членами его семьи убедило КККП в том, что они имеют дело с потенциальным "предателем". Их правоту подтвердили и требования Максимова с гарантиями безопасности, которые Анатолий Борисович стал высказывать при новых встречах с канадскими представителями.
В итоге, в 1974 году Анатолий Борисович потребовал у канадской стороны предоставить ему убежище в случае возможного разоблачения, а также медицинскую страховку и счета в банке.
Кроме того, Максимов потребовал обеспечить ему, как перебежчику, все права канадского гражданина. Этим должно было стать гарантийное письмо, подписанное лично премьер-министром Канады Пьером Элиоттом Трюдо. Сотрудники КККП согласились с этим.
Так Анатолий Борисович стал "Майклом Дзюбой", а в документах КККП - агент "Аквариус". Одновременно руководство КГБ разрешило Анатолию Борисовичу подписывать любой компрометирующий его документ. Операция советских спецслужб шла по нарастающей.
С 1973 года Максимов работал в Москве как "агент КККП Майкл Дзюба", которому канадское правительство письменно гарантировало предоставление политического убежища. Анатолий Борисович поинтересовался, к слову, а почему такая фамилия - Дзюба? Ему разъяснили - из-за его славянского акцента!
С 1976 года он уже был канадским гражданином "Джеральдом Стадником".
В 1978 году довольно перспективная и многообещающая операция "Турнир" была свернута из-за внезапно случившегося международного скандала - правительство Канады выслало 13 советских дипломатов.
В те годы СССР спуску на подобные действия не давал. В ответ Москва ударила залпом из главного калибра.
В марте 1978 году писатель А.Я.Сахнин вместе с Анатолием Борисовичем (имя специально было изменено) на страницах "Литературной газеты" взорвали самую настоящую информационную бомбу.
В то время "Литературка" была очень известным советским печатным изданием на Западе. Ее материалы и публикации внимательно изучались иностранными журналистами и, естественно, представителями спецслужб.
Ответ был действительно сокрушительным. Скандал в Канаде был грандиозный. КККП подвергли реорганизации, ряд ведущих сотрудников ведомства попали под увольнение. Скандал с КККП явился фоном, на котором правящая партия страны во главе с Пьером Элиоттом Трюдо потерпела поражение на очередных парламентских выборах.
В 1991 году Анатолий Борисович Максимов вышел в отставку. Находясь на заслуженном отдыхе занялся литературой, написал несколько интересных книг - "Операция „Турнир“. Записки чернорабочего разведки", "Чекисты", "Главная тайна ГРУ", "Тайная сторона дела Пеньковского. Непризнанная победа России" и другие.
В своей книге "Тайная сторона дела Пеньковского. Непризнанная победа России" Максимов написал вот такие любопытные слова -
"Возникает вопрос: почему именно мне хотелось, чтобы Пеньковский не был предателем? Эдакая навязчивая идея?! Возможно, потому, что и мне была уготована подобная судьба - изгоя в своей стране, если бы операция "Турнир" с моим "предательством" была доведена до логического конца! И тогда автору пришлось бы взойти на голгофу суда, общественного презрения и ... исчезнуть!"
Анатолий Борисович Максимов скончался 14 января 2021 года.
Вторая книга Максимова в библиотеке автора - о проведении операции "Турнир"
Спасибо, что дочитали, комментируйте, подписывайтесь, ставьте лайк