В советское время каждый знал, что при царизме в России народ сплошь был неграмотным и бесправным, а учителя и школы бедствовали. И только после революции все стало замечательно.
Потом начались перестройка, гласность, а с ними - и очередной кульбит, стали объяснять, что как раз советское образование было идеологизированным и потому ущербным, а вот при царизме-то оно и было образцовым.
Какой же на самом деле была школа в начале прошлого века? Об этом рассказывал корреспонденту "АиФ - Тюмень" ученый, доктор исторических наук, профессор Валерий Кружинов
Брали не всех
В начале двадцатого века в Тюмени, уездном городе Тобольской губернии, проживало чуть более 30 тысяч человек. А сколько было средних учебных заведений?
Валерий Кружинов: Три: Александровское реальное училище, открытое в 1879 году, женская гимназия, действующая с 1904 года, и частное коммерческое училище братьев Колокольниковых, созданное в 1910 году. В них обучались около 1,5 тысячи детей. Это не более десяти процентов тюменских мальчиков и девочек школьного возраста. Среди причин, сдерживающих развитие среднего образования в городе, главная - недостаточное государственное и муниципальное финансирование. Скажем, в бюджете гимназии доля государственных поступлений обычно не превышала 7–8 процентов, а вложений городской думы – 15-20 процентов расходов учебного заведения. В результате главным источником доходов была плата учащихся. Она составляла от 40 до 60 рублей в год и была «неподъемной» для основной массы горожан. Так что почти все деньги средней школы уходили на содержание учебных зданий, оплату труда педагогов и обслуживающего персонала. На развитие средств не хватало.
- В то время дети начинали учиться так же, как сейчас, в семь лет?
- Попозже. В первый класс дети шли в 9-11 лет. Во всех средних учебных заведениях города был установлен семилетний срок обучения, соответственно, в 16-18 лет они выпускались, изучив за это время более двадцати учебных дисциплин.
- В среднюю школу брали всех, кто мог заплатить за обучение?
- Нет. Отбор учащихся в первый класс проходил по результатам вступительных экзаменов: сдавали Закон Божий, арифметику, русский язык. Подготовка к ним обычно велась в приготовительном классе и тоже была платной. Причем Закон Божий занимал особое место. Он преподавался во всех классах и выполнял не только нравственные, но и идеологические функции. И при инспекторских проверках этой стороне образовательного процесса уделялось особое внимание. Здесь любые отступления от установленных норм считались «серьезными упущениями». Так, к примеру, в 1907 году была оценена преподавательская работа учителя рисования Александровского реального училища Кузьмина, который в течение учебного года «не предложил учащимся отразить библейские сюжеты в своих рисунках». Такое же замечание было высказано в адрес учителя-физика Багаева, который обычно выходил из учебной аудитории во время традиционной школьной молитвы.
Гимназистки сидели дома
- Школа того времени, судя по художественной литературе, отличалась непомерной строгостью. Вроде даже что-то похожее на комендантский час должны были соблюдать школьники. Это преувеличение?
- Начнем с того, что на занятия учащиеся обязаны были приходить в установленной форме: девочки - в коричневом платье и черном переднике, мальчики - в школьном мундире темно-серого цвета. Ученикам запрещалось кричать, драться и, естественно, курить. Специальными инструкциями регламентировалось поведение учащихся и вне школы. Особой жесткостью отличались правила женской гимназии. Гимназисткам, например, запрещалось выходить из дома после 8 часов вечера, сидеть на скамьях возле магазинов, посещать кинематограф, праздничные вечера в военном клубе. Посмотреть спектакль в театре ученицы могли только с разрешения начальницы гимназии. Такими же строгими были и правила поведения учащихся реального училища. Ученика за нарушение дисциплины могли отправить в карцер, снизить ему оценку за поведение на два балла или исключить из училища.
- На свою маленькую зарплату при колоссальной учебной нагрузке учителя жаловались и в советское, и в постсоветское время. Скажите, у преподавателей средней школы эпохи царизма это тоже было проблемой?
- Зарплата преподавателей в средних учебных заведениях города зависела от многих факторов. Например, для учителей реального училища был установлен оклад из расчета 75 рублей в год за один урок в неделю. Таким образом, если педагог проводил в неделю 12 уроков, а это была обычная учебная нагрузка, его зарплата составляла 900 рублей в год. То есть 75 рублей в месяц. Много это или мало? Для сравнения: в 1908-1914 годах неквалифицированный рабочий в Тюмени зарабатывал 15-25, а квалифицированный - 40-50 рублей в месяц.
Кроме того, учителя получали надбавки к окладу за пятилетнюю выслугу в системе народного просвещения и «сибирскую службу», а также вели «дополнительные» уроки - занятия по «не основному» предмету. Они оплачивались из расчета 60 рублей в год за один урок в неделю. Отдельно начислялись доплаты за проведение опытов по физике и естественной истории - ботаника, зоология, за классное наставничество и т.д. В результате при 12 основных и 10 «дополнительных» уроках в неделю и различных надбавках учитель реального училища мог заработать до 1 тыс. 800 рублей в год. Наиболее квалифицированным педагогам устанавливалось повышенное жалование - до трех тысяч рублей в год. Немногим выше были оклады учителей коммерческого училища. Однако в женской гимназии они составляли 700-1200 руб. в год.
Зарплата обслуживающего персонала была в 2-8 раз ниже учительской. Например, в коммерческом училище кочегар получал 45 рублей, дворник - 35, а вахтер - 25 рублей в месяц. Так что преподавателей средней школы Тюмени по уровню материальной обеспеченности, питанию, жилищным условиям вполне можно было приравнять к мелкой и средней городской буржуазии. И если они и проявляли оппозиционность по отношению к правящему режиму, то почти исключительно в рамках либеральных представлений.