Изобретатель из Грязей Николай Языков сконструировал необычный транспорт — аэросани. Они могут передвигаться по земле, льду и разгоняться до 40 километров в час. Собрана чудо-техника из различных деталей: двигатель от автомобиля ВАЗ-2108, корпус сделан из алюминия.
Пока машина поражает воображение соседей и рыбаков. Николай Кузьмич уже опробовал необычный «снегоход» на реке Матыре. Аэросани показали отличный результат: они оказались лёгкие и манёвренные.
Готовь сани летом, а телегу зимой. Эту пословицу изобретатель воспринял буквально. Все тёплые месяцы он со старшим внуком Никитой создавал во дворе аэросани. Сначала местные кулибины проштудировали Интернет и специализированные журналы, придумали свой чертёж, и работа закипела. В ход пошла квадратная лёгкая алюминиевая труба — из неё был сконструирован корпус и усилен железками. Дно сделано тоже из алюминиевых листов и фанеры.
Крышей служит прозрачный поликарбонат. С одной стороны она откидывается, и пассажиры садятся в кресла, снятые с «жигулей». Всего в аэросани помещаются двое любителей необычной езды.
— Мы долго сваривали нужные детали с двигателем. К этой же конструкции приделали радиатор. Я сам делал воздушный винт из берёзовой доски и пенопласта. Он крутится, и за счёт этого аэросани приходят в движение. Продуманы и меры защиты — ограждение от винта. Колёса взяты с «жигулей», а перед заездом на лёд они снимаются, и транспорт едет уже на лыжах, прикреплённых к корпусу. В качестве топлива для аэросаней подходит 92-й бензин, — рассказывает Николай Языков.
Чудо-сани весят примерно 150 килограммов, расстояние от корпуса до земли — 30 сантиметров. Изобретатель говорит, что этого достаточно для того, чтобы дно не цепляло ледяную поверхность. Эти аэросани можно было бы усовершенствовать и сделать немного полегче, но для этого нужны другие детали и другие деньги.
Языков живёт в частном секторе в районе Таволжанки. На автотрассу в аэросанях не выедешь — их не зарегистрируют. А вот до Матыры добраться совсем недалеко, всего пятьсот метров. Так что триумфальный выход изобретателя со своим новым транспортом на лёд покорил всю округу. Впрочем, соседи привыкли, что Николай Кузьмич периодически удивляет всех техникой, сделанной своими руками.
Страсть к самолётам
— Как-то я придумал лодку с необычной «начинкой». К железному судну прикрепил двигатель от автомобиля ВАЗ-2108 и винт. Соорудил прозрачную крышу, оборудовал сиденья с тех же незаменимых для изобретателей «жигулей». Пристроил колеса, и мой транспорт мог передвигаться по суше, а потом плыть по воде. Интересные ощущения, когда сидишь за рулём такого чуда инженерной мысли. Но при этом скорость у лодки маленькая: всего 20 километров в час. В перспективе думаю доработать эту модель, — рассказывает изобретатель.
Николай Кузьмич говорит, что ему больше всего нравится момент, когда он собирает очередную техническую «игрушку». Ищет инженерные решения, «охотится» за материалом. В действии ноу-хау он испытывает вместе со своими внуками. Их у него четверо. Умение из старых деталей собрать очередную техническую сенсацию Языков приобрёл благодаря авиамоделированию. Сорок лет он преподавал его в Грязях.
— Мы с ребятами конструировали разные самолёты и успешно выступали на областных соревнованиях по авиамоделированию. В небо взлетали радиоуправляемые самолёты, планеры, резиномоторные модели. Мы могли устроить воздушный бой. Это был популярный вид спорта, в группе у меня училось по сорок ребятишек. И внуки загорелись, всерьёз увлеклись авиамоделированием. Много лет подряд занимали призовые места. Внучка Настя — талантливый спортсмен, обходила со своими самолётами бывалых участников состязаний, — рассказывает Языков.
Почувствуй себя конструктором
Николай Кузьмич интересовался разной техникой с семи лет: разбирал всё, где есть какие-нибудь механизмы. Потом парня с техническим талантом привели в кружок авиамоделирования. До сих пор он вспоминает таймерные модели самолётов, которые у него получались лучше всего. Это когда к созданной модели приделывается моторчик, который трещит, как мотоцикл. Потом самолёт взлетает, двигатель сам отключается, и «крылатая машина» начинает планировать. Николай Кузьмич говорит, что занятия авиамоделированием позволяют почувствовать себя конструктором и даже лётчиком-испытателем.
Самолёты — хобби изобретателя. Николай Кузьмич сорок лет проработал заведующим гаражами в нескольких крупных организациях. Он следил за ремонтом автомобилей, в автопарке могло стоять до шестидесяти машин. Ему приходилось чинить крупный транспорт — буровые машины. Коллеги мастера ценили и уважали — не было такого механизма, в котором бы не разбирался Языков. Сейчас изобретатель на пенсии, ему 73 года, но всё равно он пошёл на работу охранником, чтобы заработать на «железки» для конструирования очередного чуда техники.
— Это невероятно увлекательно: создавать что-то своими руками. У моих родителей был огород в 15 соток. Первый агрегат, который я придумал, — это культиватор. Я сконструировал самодельный мотор, приделал небольшие колёса, сзади механизма поставил плуг. И такой машиной вспахивал землю. Отлично с ней работалось, — вспоминает Николай Языков.
Дома Николай Кузьмич может починить всё, а потому стиральная машина, хлебопечка, мясорубка у Языковых «вечные». Жена Вера Николаевна всю жизнь поддерживала мужа в его увлечениях. На всех соревнованиях по авиамодельному спорту была страстной болельщицей за ребят из его кружка и своих внуков.
А ещё Языковы — знатные садоводы. Большую теплицу, Николай Кузьмич, естественно, сделал сам. Купил железные трубы и сварил каркас, а саму теплицу соорудил из поликарбоната.
— Теплица стоит у нас 12 лет. В марте в ней уже жара. А в апреле мы свои огурчики едим. Я подготавливаю двадцать ящиков земли и сам люблю выращивать рассаду. Каждый раз удивляюсь как ребёнок, что из семечка появляется росток. Мы сажаем огурцы, помидоры, перец, капусту яровую, — говорит Николай Языков.
Он не считает себя каким-то уникальным человеком. Говорит: «Просто ко всему должно быть стремление». Если оно есть, то твоя жизнь наполнится радостью от обычных дел.