Гении омского сыска 30-х годов и их борьба с бандитизмом
Тридцатые годы прошлого века – это время великих свершений, героизма и побед. Один за другим вступали в строй новые заводы, фабрики и гидроэлектростанции. Покоя жителям молодой советской республики не давали только преступники. О том, как боролись с бандитами сотрудники милиции в Москве и в Ленинградской области в довоенные годы, хорошо известно из художественной литературы, мемуаров и кинофильмов «Рождённая революцией» и «Мой друг Иван Лапшин». А вот о том, какие преступления расследовали омские сыщики, к сожалению, немного. Дела, которые они вели, могут стать основой сюжета для захватывающего детективного романа.
Особо опасен
Милицейские будни в довоенном Омске мало чем отличались от современных: то соседи повздорят, то вор-карманник вытащит кошелёк у зазевавшейся гражданки. А то и вовсе пьяные лихачи весь город на уши поставят. Нередко милиционерам приходилось задерживать разбойников и убийц. С одним из них пришлось столкнуться младшему лейтенанту Муру Хафизовичу Девлеткильдееву. Человеком он был одарённым, работа в милиции была для него настоящим призванием. Уроженец Туркестана свою карьеру начал летом 1922 года в милиции города Петропавловска, когда ему было всего семнадцать лет. После службы в рядах РККА в 1929 году приехал в Омск и поступил на работу в уголовный розыск.
В декабре 1931 года из Москвы в Омск поступила срочная телеграмма задержать вора-рецидивиста Байкальского по кличке «Любитель золота». В столице Байкальский успел совершить немало преступлений: он изрядно поживился в квартирах граждан, а из здания иностранного посольства похитил енотовую доху и пистолет заграничной марки с перламутровой ручкой.
Приехав в наш город, вор первым делом направился в ломбард, где сдал доху и часть украденных вещей, получив взамен крупную сумму денег. Отличался он дерзостью, жестокостью и решительностью. Тихо отсидеться в городе не входило в его планы, и он продолжил совершать преступления вместе с подельниками.
Скоро из вора Байкальский переквалифицировался в разбойника и убийцу. С пистолетом в руках преступник жестоко расправился с семьёй портного, лишив жизни четырёх человек. Он не щадил ни женщин, ни детей и на этом не остановился, убив ещё двух человек на вокзале.
Некоторое время ему удавалось скрываться от милиции, пока бандит не попал в засаду, грамотно организованную сыщиками Гостевым, Бурдиновым и уже упомянутым Девлеткильдеевым.
Вечером в дом, где находились оперативники, вошёл коренастый подручный Байкальского и был тут же задержан. Милиционеры его спросили: «Кто ещё с тобой?» Вор ответил, что один. Не поверив преступнику, Мур Девлеткильдеев вышел на улицу и через дыру в заборе увидел стоящего на углу ещё одного крепкого мужчину в пальто, который явно кого-то ждал.
Вернувшись в дом, он рассказал о неизвестном. Для того чтобы заманить человека на улице в дом, милиционеры пошли на хитрость. Девлеткильдеев впоследствии вспоминал: «Тогда мы сняли с пришедшего ранее вора борчатку и шапку-ушанку, в его одежду обрядился Гостев. В таком виде Гостев выглянул через калитку на улицу и поманил рукой неизвестного. Тот только вошёл во двор, как тут же был схвачен. Бандит Байкальский (а это был он) дёрнул рукой в кармане пальто, но Гостев успел его опередить. В кармане у преступника был пистолет, похищенный из посольства». Суд приговорил бандита к расстрелу.
В 1932 году Мур Девлеткильдеев участвовал в задержании преступников, которые были причастны к кражё денег из Госбанка, а в 1933 году разоблачил похитителей нескольких тонн зерна. Его заслуги в розыске были высоко оценены. В 1937 году в числе первых омских оперативников был награждён орденом Красной Звезды.
Девлеткильдеев был настоящим профессионалом и незаурядным человеком. Работа в органах физически закалила его. Однажды зимой в трескучий мороз ему пришлось ехать с ещё одним сотрудником розыска на задержание бежавших уголовников в одной шинели и ботинках. О себе и тёплой одежде никто не думал. Главное было обезвредить преступников. Поручение руководства было выполнено быстро и точно.
В годы Великой Отечественной войны Мур Хафизович работал в контрразведке СМЕРШ, был награждён орденами Великой Отечественной войны и орденом Красного Знамени. Отслужив 30 лет в органах, он ушёл в отставку в звании подполковника.
На переднем крае
В одно время с Девлеткильдеевым в милиции служил Василий Спиридонович Верещагин. Человеком он тоже был выдающимся, имел богатый боевой опыт. В Гражданскую войну служил в Красной армии, был в плену у Колчака, приговаривался к расстрелу, но бежал. Потом освобождал север области от частей белых. В милицию пришёл работать в 1923 году. В тридцатых годах был назначен на должность начальника уголовного розыска Тарского района. В то время в этих местах орудовали воры-рецидивисты, конокрады и различные банды, борьба с которыми и была приоритетной задачей. На счету Василия Спиридоновича ликвидация таёжной банды Дрикисов в 1939 году, которая свирепствовала в районе семь лет.
Главарь банды, широкоплечий, с лихо закрученными вверх усами Фриц Дрикис, происходил из зажиточных крестьян. Советскую власть он яростно ненавидел. С коллективизацией Фриц был категорически не согласен. В 1932 году, вступив в охотничий колхоз одного из посёлков Тарского района, стал склонять других колхозников к саботажу. Но агитацией дело не ограничилось. Однажды Дрикис приказал своему сыну убить уполномоченного Тарского окружного комитета партии Морозова. Жертвой бандитов стал также председатель колхоза Рубан.
После убийств Дрикисы и двое их подельников скрылись в тайге. Жили они в избушке, обнесённой для маскировки земляным валом. Зимой издалека она была похожа на снежный бугор. Для пущей безопасности под слоем снега установили сигнализацию из медных колокольчиков и проволоки. На дело из тайги выходили ночью. В основном промышляли воровством скота, а однажды, когда кончилось продовольствие, ограбили таёжную базу, убив сторожа. В качестве оружия бандиты использовали винтовки, ножи и кастеты с зазубринами.
Сотрудники НКВД не сидели сложа руки. Однажды милиционерам удалось выследить и окружить логово преступников, но сработала сигнализация из колокольчиков, и Дрикисы, услышав оперативников ещё на подходе, ушли.
Этот случай насторожил бандитов. Сменив место пребывания, Дрикис-старший стал вести себя осторожнее. Время от времени появлялся в доме у сестры по имени Юлия Муженик. Забирал сколько нужно хлеба и сала, а потом исчезал.
В доме Юлии оперативники и решили организовать засаду. Однако возник вопрос, как узнать день приезда Дрикиса. Решили, что в круг общения бандита нужно внедрить своего человека. Стать своим среди чужих выпало опытному оперативнику Павлу Карабазу, который был переведён в Омск из Крыма в 1935 году. В Таре никто не знал, что он сотрудник НКВД, поэтому в операции ему доверили важную миссию.
По документам сына священника он устроился учителем и сумел войти в доверие к родственникам бандита. На это ушло полгода. В конце концов узнав о дате возможного появления Дрикиса, оперативники организовали засаду. Главарь банды обещал навестить сестру в одну из майских ночей. Разбившись на группы, милиционеры полностью окружили дом Муженик. Сестра Дрикиса согласилась помочь оперативникам, потому что дела брата вызывали у неё панический страх.
– Договорились, как только придёт Дрикис, светокоптилку Муженик поставит на полочку к иконам, заранее дрова все вынесут на улицу для того, чтобы был предлог выйти за ними и оставить дверь незапертой, – вспоминал потом Василий Верещагин. – Первые сутки прошли впустую. На вторые раздался стук в дверь. Хозяйка открыла, и в избу сначала вошёл сын Дрикиса Владимир. Убедившись, что в доме никого нет, позвал отца. Всё шло по сценарию. Дрикис велел сестре затопить печь, та вышла за дровами, оставив дверь открытой. Воспользовавшись моментом, моя группа ворвалась в комнату.
Увидев сыщиков, главарь банды вскинул винтовку и выстрелил в милиционеров, но промахнулся. В перестрелке Фриц Дрикис был убит, после чего его сын сдался без боя. Вскоре задержали и их подручных. По приговору суда бандиты были расстреляны.
После завершения дела Дрикиса Василий Верещагин продолжил службу в Тарском районе, был награждён орденом Ленина и двумя орденами Красного Знамени. Его сослуживца Павла Карабаза осенью 1939 года перевели в Тюмень, где он тоже раскрыл немало преступлений. Карабаз воевал в Великую Отечественную войну, а в мирное время вышел в отставку.
Вячеслав ГУЛЯЕВ.
По материалам музея КЦ УМВД России по Омской области.