Когда ещё только Гитлер готовил нападение на СССР, то планировал захватить Москву за максимально короткие сроки. Однако как только немцы пересекли границу с СССР, то Гитлер и его ближайшее окружение начало понимать, что до Москвы просто так будет не добраться. Да, своим солдатами немецкое руководство говорило другое, а вот в высших кругах звучали совершенно другие слова.
В конце весны 1945 года, когда советские войска активно шли на Берлин, в Восточной Пруссии было захвачено огромное количество немецких архивов. Об одном из архивов я хочу сегодня рассказать.
Речь пойдет про стенограмму совещания командования группы армий «Центр», которое состоялось 28 июля 1941 года. На совещании находились такие люди, как Франц Гальдер, Федор фон Бок и менее именитые офицеры генерального штаба Вермахта. Ну и конечно же сам Гитлер, куда же без него.
Офицеры собрались быстро, нужно было решать, что делать дальше. В этой статье вы узнаете, что же обсуждала немецкая верхушка спустя месяц, после начала войны.
Приятного чтения!
Москва…Сталинград…Волга…
Не будем лукавить, за первый месяц войны немцы нанесли несколько существенных ударов РККА, оккупировав множество советских земель. Однако мало кто знает, что хоть немцы и шли достаточно уверенно, темпы наступления были значительно ниже планируемого. Немецкие солдаты привыкли быстро захватывать европейские страны, практически не получая сопротивления, а вот советские воины показали свой мужской характер, и дали понять, что с ними такое не пройдет.
На этом совещании докладывал только Франц Гальдер, остальные офицеры вставляли своё слово достаточно редко. Ну собственно как это обычно и бывает, старший говорит – остальные слушают.
Прозвучали такие числа, как:
25 августа – к этому момента Москва должна пасть;
1 октября – к этому числу должен пасть Сталинград.
Планировалось выйти к Волке, тем самым обозначить новые границы Третьего Рейха.
Помните, как долго длилась блокада Ленинграда и как местные жители боялись, что город могут захватить? Так вот, на совещании ни о каком захвате Ленинграде даже и речи не шло. То есть, захватывать его и не планировали. Немцам дали приказ – заблокировать город и постепенно его уничтожать.
Так же был озвучен план «Б» для Москвы. Если бои затянутся на долгое время, то её стоит обойти и блокировать со всех сторон.
Что нам делать???
Что касается потерь, то им выделено особое место в разговоре. Так, на совещании обсуждали, что немецкие потери гораздо выше, чем планировалось. Это касается как живой силы, так и техники. По мнению Гальдера, все дивизии, в которых осталось мало людей и техники, нужно объединить. Он считал, что лучше пусть будет одна большая дивизия, чем много маленьких.
Замечали, как многие эксперты любят повторять, что у немцев было полное господство в небе. Не всё так просто. На совещании Гальдер докладывал, что на Восточном фронте СССР уничтожил примерно 70% немецкой авиации. И это всего спустя месяц войны.
Сначала Гитлер планировал использовать авиацию где только можно, однако спустя месяц стало понятно, что авиации не хватает и её стали отправлять только на самые важные задания. Так, Гальдер сообщал Гитлеру о том, что на центральном направлении у Советского Союза самолётов почти в 4 раза больше. И это при том, что в первые месяцы войны было уничтожено огромное количество советской авиации прямо на аэродромах.
Дальше Гальдер сообщал о серьезных проблемах с поставкой всего самого необходимого для немецкой армии. Сначала всё обеспечение доставляли до границы на поезде, после этого перегружали на автомашины и в конные обозы и везли к фронту. Однако солдаты к этому времени находились на большом расстоянии от границы, и чтобы доставить всё обеспечение, требовалось много времени. Помимо прочего техника, доставлявшая обеспечение чаще ломалась, а лошадей и вовсе не хватало.
Поэтому Гальдер предложил Гитлеру сделать всё возможное, чтобы адаптировать поезда под советскую железную дорогу. Напомню, колея советских железных дорог составляла 152 сантиметра, а в Европе – 143.5 сантиметра.
Нужна только правда!
Гальдер требовал, чтобы вся информация доносилась в том виде, в котором есть. То есть, не лгать о потерях и неудачах, не приукрашивать свои заслуги. Говорить только правду. Кстати эта проблема встречается всегда и везде. Даже в нынешнее время.
Правда просто необходима, ведь что видят на передовой, не видит высшее командование. Отсюда может возникнуть множество проблем, так как будут приниматься неверные решения.
План «Барбаросса» он так же прокомментировал, заявив, что спустя месяц военных действий его нужно срочно корректировать, меняя даты выполнения плана. Другими словами, он, и вся немецкая верхушка не думала, что получится все иначе.
Друзья, а вы как считаете, какую главную ошибку допустило немецкое командование в первые месяцы войны? Напишите своё мнение в комментариях, будет очень интересно почитать ваши рассуждения.
- Нажимайте "Мне нравится"
- Подписывайтесь на наш канал, чтобы никогда не пропускать интересное из мира истории