Я не люблю примеры, они скучны, однообразны и оторваны от жизни, но иногда и их порешать можно.
Последние полгода в детском саду у моего сына была тетрадка с разными заданиями, местом для рисования и примерами. Тетрадка эта лежала у ребенка в рюкзаке на случай, если захочется сделать перерыв в игре в "дочки - матери". Никакой обязаловки! Сын выбирал что и когда будет делать и будет ли вообще. Некоторые странички решались сразу, некоторые - только когда все остальное уже сделано. В примеры быстро затесались уравнения и несложно было заметить, что, например, поиск корня в равенстве 2x+3=13 вызывает больше энтузиазма, чем в x+14=62. Я имела возможность это учитывать, когда добавляла следующую порцию заданий. Кстати, умножать на два в пределах сотни он прям любил. Сам сообразил как-то, что вместо умножения на 4 можно два раза умножить на 2, а вместо умножения на 8 умножить на два три раза. На этой волне рассказала ему что такое степень и добавила в тетрадь примеры вида 2⁵, 3³ и 7². Это оказалось проще, чем 75-27.
Устно примеры мы тоже иногда решали, и как-то я спросила сына сколько надо перемножить двоек, чтобы получить 8. На тот момент он уже уверенно умножал три раза на два, вместо одного умножения на 8, но такая постановка вопроса его запутала. 2·2·2 - двоек три, а умножения только два. Обсудили с ним этот момент, сообразил, когда представил сколько надо написать двоек, чтобы между ними поставить знаки умножения и получить в ответе 8. После этого в голове что-то состыковалось с понятием степени и ребенок мне ответил. Потом пару дней я периодически спрашивала сколько надо перемножить троек, чтобы получить 9, в какую степень надо возвести 2 чтобы получить 16 и в какую степень надо возвести 5 чтобы получить 25, а потом сказала, что вообще-то математики придумали для таких "примеров" специальное слово - "логарифм". Я могу спросить "в какую степень надо возвести 5, чтобы получилось 25?", а могу спросить "Чему равен логарифм 25 по основанию 5?" и эти две фразы обозначают одно и то же. Видимо, слово "логарифм" сыну понравилось, и он сам попросил добавить логарифмы в тетрадь для садика. Несколько раз путался, мог написать что логарифм 64 по основанию 2 равен восьми, тогда устно спрашивала его в какую степень надо возвести два, чтобы получилось 64. Потом пару раз забывал эту тему, за лето перед школой, например, когда тетрадкой не пользовался, а устно можно было и более интересные вещи обсудить. Когда пошел в школу и на продленку, снова завела ему "тетрадь от скуки" и снова там простые в вычислительном плане примеры, в некоторых из которых используется "программа старших классов". На этом (то есть, по сути, на уровне урезанного определения) познания логарифмов заканчиваются.
Зачем это нужно ребенку? Не нужно! Но, думаю, все люди знают что-то, что знать им нет необходимости: имена героев любимого сериала мамы, название компьютерных игр, в которые играют одноклассники (даже если сам ребенок любит игры другого жанра), тексты популярных песен, содержание большого количества мемов и приколов из тик-тока, а, по большому счету, слово "Спасибо!" на итальянском и немецком языках нам тоже не очень-то часто пригождается.
Так что, я не ставлю себе целью пропагандировать за форсирование изучение какой-либо темы или науки. Я просто описываю свой опыт, даже не скажу "делюсь опытом", хотя мои статьи могут выглядеть довольно назидательно. Мне кажется, что это больше похоже на записку в бутылке, которую в океан бросают. Или как анкета на сайте знакомств: я про свои интересы написала, а если найдется кто-то, кто их разделяет, то буду рада.
Спасибо всем, кто дочитал! Любите своих детей независимо от того, знают ли они наизусть таблицу Менделеева или псевдонимы пары десятков популярных блогеров!