Образ полудев-полурыб очень распространён в мифологии многих народов мира. Как правило, в сказаниях, легендах и сказках это бывают прекрасные сладкозвучные создания, пением заманивающие моряков в пучину морскую, что, кстати, роднит их с другими известными мифическими созданиями - сиренами. В современной фэнтзийной литературе таких созданий обычно называют русалками или ундинами (в зависимости от того, какое название ближе автору произведения), что не совсем правильно. Ведь русалки и ундины - это пусть и очень похожие внешне, но при этом всё-таки разные создания.
Что же касается славянской мифологии, то в ней также присутствуют девы с рыбьими хвостами. В старину наши предки называли таких созданий "фараонками". Согласитесь, что в этом названии чувствуется что-то этакое... древнеегипетское. Неужели люди раньше считали, что морские русалки и вправду могут иметь какое-то отношение к правителям Древнего Египта?
Вы удивитесь, но именно так всё и обстоит. Конечно, наши предки, жившие в незапамятные времена никогда не бывали в стране пирамид и с фараонами не общались. Само название "фараонка" связано с библейскими сказаниями о Моисее и бегстве израильтян из Египта. Славянские морские девы, якобы, произошли от фараона и его войска, потонувшего в море во время Исхода. Что же касается коней египтян, то они также претерпели метаморфозы и не утонули, а превратились в мифических созданий, наподобие греческих гиппокампусов. То есть, по сути стали "животным" вариантом русалки: передняя часть тела у них лошадиная, а задняя представляет собой рыбий хвост.
Назвать фараонок особо злобной нечистью было бы неправильным. Но в некоторых губерниях люди в старину считали, что "чудные белотелые девы с русыми кудрями", плавающие в море, выходя ночами на берег, превращаются в людоедов и нападают на припозднившихся путников.
Кроме того, фараонки, если верить славянским мифам, могут быть опасны и для мореходов. Правда, лишь при определённых условиях. Дело в том, что эти создания, обращённые в полулюдей-полурыб, обречены оставаться в таком виде до Страшного Суда.
А поскольку часов у них нет, да и время в морском царстве, возможно, течёт не так как на земле, то фраронкам не остаётся ничего другого кроме как спрашивать у проплывающих мимо моряков, не близится ли светопреставление. И тут важно не ошибиться. Если вдруг перед кораблём фараонка вынырнет и спросит, скоро ли наступит Судный день, нужно ответить ей "Завтра" или в крайнем случае "Послезавтра". Получив такой ответ, морская дева обрадуется, что близится конец её проклятью и отстанет от людей. А вот если ответить фараонке что-то наподобие "Через три миллиарда лет" или "Не знаю, но не раньше, чем лет через тысячу", то она страшно огорчится и даже может потопить корабль.
В завершение остаётся добавить, что образ морской девы издавна полюбился нашим предкам, несмотря на то, что произошли фараонки от отрицательных библейских персонажей - "фараона лютого" и его войска. Полурыб-полудевушек часто можно видеть на деревянной резьбе, обрамляющей подобно кружеву наличники старинных домов, а также в народной росписи.
Украшали образы фараонок и старинные русские суда, что, в общем-то, понятно. Кому как не полудеве-полурыбе, повелительнице морской стихии, быть покровительницей мореходов? Последнее обстоятельство, кстати, ещё больше роднит фараонок с "обычными" европейскими русалками, изображение которых издавна размещались под бушпритами каравелл и галеонов.