Найти в Дзене
Лучшие материалы ppt.ru

Объясняем за 2 минуты: график работы и учета рабочего времени

Оглавление

В кадровом делопроизводстве главное — не перепутать понятия график работы и график учета рабочего времени. Чем они отличаются, как оформляются и как оплачивается работа при разных расписаниях — это основные нюансы, которые должен знать ответственный за оформление этих документов.

Когда требуется график

График рабочего времени — документ не обязательный, если в компании стандартный рабочий день и два выходных — чаще всего суббота и воскресенье, но локальными актами компании могут быть установлены и другие дни. А обязательным расписание будет в таких случаях:

  • ненормированное рабочее время;
  • гибкий график работы;
  • сменный режим работы;
  • суммированный учет рабочего времени;
  • разделение рабочего дня на части.

Все эти виды рабочего времени регламентируются Трудовым кодексом РФ.

Во всех этих случаях расписание составляется в виде таблицы по дням недели и датам. Это помогает контролировать продолжительность трудового времени, количество смен и загруженность каждого работника. Также график помогает установить, есть ли у кого из сотрудников переработки. В таких случаях в следующем месяце можно снизить нагрузку, чтобы общее количество часов рабочего времени не превышало установленный законодательством предел.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как внести исправления в табель учета рабочего времени. Используйте эти инструкции бесплатно.

Виды рабочих графиков

Графики бывают нескольких видов:

  • сменный;
  • гибкий;
  • разделение дня на части;
  • подразумевающий суммированный учет времени.

Рассмотрим каждый из них.

Сменный

Такой режим подразумевает работа в две, три или даже больше смен в течение суток. Такой режим введен на предприятиях, в которых предусмотрен безостановочный цикл работы, например на заводах или в круглосуточных магазинах. Количество смен в сутки устанавливается в зависимости от тяжести и напряженности работы. И в этом случае работники сменяют друг друга, отработав положенное время.

Обычно в таких компаниях предусмотрен шаблон, который заполняется каждый месяц. Например, такой:

-2

Этот документ утверждается руководителем и подписывается всеми сотрудниками при ознакомлении с распорядком.

Дополнительно: что такое сменный график и как его составить

Гибкий

Обычно этот тип графика предусматривает ответственный подход работников к рабочему времени. Каждый сотрудник сам отмечает время начала и конца рабочего дня. И главное — отработать то количество времени, которое предусмотрено для определенного периода.

Обычно должности с таким распорядком перечислены во внутренних документах организации.

Разделение дня на части

Такое расписание устанавливается локальными актами компании. К составлению распорядка дня привлекаются и профсоюзы, если они есть в организации.

В этом случае день разделяют на несколько частей. Перерывы не оплачиваются. Но они важны, чтобы работники смогли отдохнуть. Чаще всего такой порядок предусмотрен в транспортных компаниях, в фирмах, занимающихся грузоперевозками.

Дополнительно: что такое скользящий график работы

Суммированный учет времени

При таком учете рабочего времени можно засчитывать продолжительные периоды работы. Но средняя продолжительность труда в течение дня должна быть равна норме за неделю, месяц, квартал или год. Так как Трудовой кодекс теперь не обязывает делать перерыв каждые 12 часов, то можно отработать сутки. Так, например, делают сторожа, уборщики.

Некоторые ведомства в своих внутренних локальных актах все же прописывают обязанность перерыва в работе, например, после 12 часов работы перерыв должен быть не менее 24 часов. Например, для ведомственной охраны в Приказе Министерства обороны РФ № 541 от 30.12.2001 «О ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации» прописано: «Работник ведомственной охраны может быть назначен в караул с момента окончания несения службы не ранее чем через 24 часа при 12-часовом графике, через 48 часов — при 24-часовом графике, при этом время, затраченное для выполнения должностных обязанностей, не должно превышать 40 часов в неделю».

Заполненная таблица при работе 2 через 2 может выглядеть так:

-3

Дополнительно: график работы «2 через 2»

Как заполнить табель учета времени

Если требуется табель учета времени, придется воспользоваться одной из унифицированных форм: Т-12 или Т-13. Разницы между ними практически нет. Только Т-12 заполняется вручную. Изи возможно заполнение в текстовом редакторе. И в Т-12 предусмотрен раздел для расчета заработной платы.

Т-13 заполняется на компьютере или с помощью специальных сервисов, которые отслеживают присутствие работника на рабочем месте.

Табель учета отработанного времени является первичным документом и закрепляется в учетной политике организации. С его помощью начисляется заработная плата, доплаты и премии. А иногда и вычеты.

Составляется документ в единственном экземпляре ответственным лицом. Этот сотрудник и занимается составлением графика и следит за его соблюдением. И в конце месяца уже заполненная таблица передается в бухгалтерию.

В статье на сайте по шагам разобрали порядок заполнения табеля на примере формы Т-13. Там же сможете скачать бланки и образцы — это бесплатно.