Напоминаю: начало здесь. А здесь о задании №7 - перекликающемися с описанным сегодня.
Сегодняшний текст писала долго, стараясь написать кратк и ясно. Читайте по частям.
Нарушение видовременных связей и ошибки в употреблении однородных членов.
Эти ошибки часто путают, так как связаны с употреблением глаголов (у однородных – не только), поэтому для них основным «маячком» является наличие двух глаголов.
Как различить?
· Начнём с видовременной связи.
Вот так это выглядит у меня.
Думаю, здесь понятно. Ищем предложения с двумя глаголами, задаём вопросы К глаголам по очереди и сопоставляем вид и время.
Для примера берём задание:
И. С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.
Видим 2 глагола.
1. Шаг: подвергает (испытанию) КТО? (что?) _ Тургенев; раскрыл – КТО (что?) Тургенев. (простое)
2. подвергает – что делаЕТ? Раскрыл – что сделАЛ?
3. Несоответствие = ошибка.
Далее – почему же дети путаются? Причина - в сходстве видимых признаков ошибок в видовременной связи и в однородных членах предложения.
· Для нахождения одной из ошибок в употреблении однородных членов также необходимо найти 2 глагола (в таблице - первая строка). Но отличает их от поиска ошибок в видовременной связи то, что данном случае вопрос надо задавать ОТ глаголов, при этом должны получиться аналогичные словосочетания.
Рассмотрите первую строку.
Приведу примеры.
Молодое поколение художников стремится и выбирает для себя новые ценности и ориентиры в искусстве.
1 шаг. Видим 2 глагола. На всякий случай проверяем: поколение что делаЕТ? – стремится, поколение что делаЕТ? Выбирает. Т.о. исключили ошибку в видовременной связи.
Проверим на правильность употребления однородных членов.
2 шаг. Задаём вопросы ОТ глаголов:
Стремится К ЧЕМУ? Выбирает ЧТО? Обозначилось несоответствие. Ошибка.
Обязательно упоминаем, как правильно: Молодое поколение художников стремится к новым ценностям и выбирает для себя новые ориентиры в искусстве.
Вернёмся к табличке и разберём оставшиеся случаи ошибок в употреблении однородных членов.
- Итак, однородные члены, объединённые составными союзами. Надо обратить внимание на заучивание составных союзов (вторая строчка). Первая часть этих союзов: не только.., как.., и т.д. - становится одним из основных маячков в поиске указанных ошибок.
- Какие же шаги надо сделать, чтобы проверить правильность?
1. Увидели маячок (первую часть составного союза).
2. Находим вторую часть. ЧАСТИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ состыкованы ТОЛЬКО ТАК!! (т.е. если не только,а… //как.., но и .. – ошибка первого подвида).
Пример: Тема была интересна не только для автора, а и для читателей.
Не только.., а и – ошибка.
Или
Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, но и мистической истории, произошедшей в 1905 году.
Не столько.., но и– ошибка. ( не столько.. требует сколько)
- Если ошибки в составе союза нет, идём дальше. Будьте внимательны:
обращаем внимание на вторую часть, задаём вопрос ОТ ЭТОЙ ЧАСТИ к перечисляемому, после чего задаём такой же вопрос от первой части союза. Вопросы совпадают– ошибки нет.
Пример:
Каждому времени нужен как свой летописец в области исторических событий, так и быта и уклада.
От второй части «так и..» вопрос ЧЕГО?, значит, и после первой части должно быть слово, отвечающее на этот вопрос. Но после слова «как» следует вопрос КТО? – ошибка. Видим несоответствие. Выстраиваем верный вариант:
Каждому времени нужен свой летописец в области как исторических событий, так и быта и уклада.
- Ищем перечисление, объединённые глаголом БЫЛ/ стал. Проверяем: Однородные слова должны быть в одной и той же форме!
Пример: Он был серьёзным и не совершал ошибок.
Здание было обветшалое, старо и недостроенное(обветшалое – полное прилагательное, старо – краткое прилагательное, недостроенное – причастие).
- Редко, но бывает ошибка в употреблении однородных членов при обобщающем слове (см. таблицу - последняя строчка).
Однородные члены предложения должны совпадать с обобщающим в падеже.
Пример:
Он был известен двумя чертами: разговорчивость и доброта (слово чертами употреблено в Т. п., слова разговорчивость идоброта в И. п.).
- Я не встречала, но надо бы знать и такой нюанс:
если при однородных членах хотя бы один предлог отличается от остальных, то его нельзя пропускать.
Рассмотрим пример.
Цветы росли повсюду: на улицах, площадях, скверах.
На улицах, на площадях (предлог на можно пропустить), НО в скверах.
Как видим, с третьим однородным членом должен употребляться другой предлог, поэтому он не может быть пропущен, это ошибка.
Верно.
Цветы росли повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
Уже, конечно, я опоздала. Но не забывайте улыбаться.