Найти тему

ЕГЭ. Русский. Задание №8. Просто и компактно.

Мало что меняется...
Мало что меняется...

Напоминаю: начало здесь. А здесь о задании №7 - перекликающемися с описанным сегодня.

Сегодняшний текст писала долго, стараясь написать кратк и ясно. Читайте по частям.

Нарушение видовременных связей и ошибки в употреблении однородных членов.

Эти ошибки часто путают, так как связаны с употреблением глаголов (у однородных – не только), поэтому для них основным «маячком» является наличие двух глаголов.

Как различить?

· Начнём с видовременной связи.

Вот так это выглядит у меня.

Принцип составления таблицы я показала в прошлой статье.
Принцип составления таблицы я показала в прошлой статье.

Думаю, здесь понятно. Ищем предложения с двумя глаголами, задаём вопросы К глаголам по очереди и сопоставляем вид и время.

Для примера берём задание:

И. С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

Видим 2 глагола.

1. Шаг: подвергает (испытанию) КТО? (что?) _ Тургенев; раскрыл – КТО (что?) Тургенев. (простое)

2. подвергает – что делаЕТ? Раскрыл – что сделАЛ?

3. Несоответствие = ошибка.

Далее – почему же дети путаются? Причина - в сходстве видимых признаков ошибок в видовременной связи и в однородных членах предложения.

· Для нахождения одной из ошибок в употреблении однородных членов также необходимо найти 2 глагола (в таблице - первая строка). Но отличает их от поиска ошибок в видовременной связи то, что данном случае вопрос надо задавать ОТ глаголов, при этом должны получиться аналогичные словосочетания.

Рассмотрите первую строку.

-3

Приведу примеры.

Молодое поколение художников стремится и выбирает для себя новые ценности и ориентиры в искусстве.

1 шаг. Видим 2 глагола. На всякий случай проверяем: поколение что делаЕТ? – стремится, поколение что делаЕТ? Выбирает. Т.о. исключили ошибку в видовременной связи.

Проверим на правильность употребления однородных членов.

2 шаг. Задаём вопросы ОТ глаголов:

Стремится К ЧЕМУ? Выбирает ЧТО? Обозначилось несоответствие. Ошибка.

Обязательно упоминаем, как правильно: Молодое поколение художников стремится к новым ценностям и выбирает для себя новые ориентиры в искусстве.

Вернёмся к табличке и разберём оставшиеся случаи ошибок в употреблении однородных членов.

  • Итак, однородные члены, объединённые составными союзами. Надо обратить внимание на заучивание составных союзов (вторая строчка). Первая часть этих союзов: не только.., как.., и т.д. - становится одним из основных маячков в поиске указанных ошибок.
  • Какие же шаги надо сделать, чтобы проверить правильность?

1. Увидели маячок (первую часть составного союза).

2. Находим вторую часть. ЧАСТИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ состыкованы ТОЛЬКО ТАК!! (т.е. если не только,а… //как.., но и .. – ошибка первого подвида).

Пример: Тема была интересна не только для автора, а и для читателей.

Не только.., а и – ошибка.

Или

Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, но и мистической истории, произошедшей в 1905 году.

Не столько.., но и– ошибка. ( не столько.. требует сколько)

  • Если ошибки в составе союза нет, идём дальше. Будьте внимательны:

обращаем внимание на вторую часть, задаём вопрос ОТ ЭТОЙ ЧАСТИ к перечисляемому, после чего задаём такой же вопрос от первой части союза. Вопросы совпадают– ошибки нет.

Пример:

Каждому времени нужен как свой летописец в области исторических событий, так и быта и уклада.

От второй части «так и..» вопрос ЧЕГО?, значит, и после первой части должно быть слово, отвечающее на этот вопрос. Но после слова «как» следует вопрос КТО? – ошибка. Видим несоответствие. Выстраиваем верный вариант:

Каждому времени нужен свой летописец в области как исторических событий, так и быта и уклада.

  • Ищем перечисление, объединённые глаголом БЫЛ/ стал. Проверяем: Однородные слова должны быть в одной и той же форме!

Пример: Он был серьёзным и не совершал ошибок.

Здание было обветшалое, старо и недостроенное(обветшалое – полное прилагательное, старо – краткое прилагательное, недостроенное – причастие).

  • Редко, но бывает ошибка в употреблении однородных членов при обобщающем слове (см. таблицу - последняя строчка).

Однородные члены предложения должны совпадать с обобщающим в падеже.

Пример:

Он был известен двумя чертами: разговорчивость и доброта (слово чертами употреблено в Т. п., слова разговорчивость идоброта в И. п.).

  • Я не встречала, но надо бы знать и такой нюанс:

если при однородных членах хотя бы один предлог отличается от остальных, то его нельзя пропускать.

Рассмотрим пример.

Цветы росли повсюду: на улицах, площадях, скверах.

На улицах, на площадях (предлог на можно пропустить), НО в скверах.

Как видим, с третьим однородным членом должен употребляться другой предлог, поэтому он не может быть пропущен, это ошибка.

Верно.

Цветы росли повсюду: на улицах, площадях, в скверах.

Уже, конечно, я опоздала. Но не забывайте улыбаться.

"РОЖДЕСТВО" Художник Мариус Ван Доккум
"РОЖДЕСТВО" Художник Мариус Ван Доккум
"ВЫШЕ СПЛЕТЕН" Художник Мариус Ван Доккум
"ВЫШЕ СПЛЕТЕН" Художник Мариус Ван Доккум