Найти тему

"Единица измерения - Лемкуль"

Не буду оригинальной: статья о выставке, пусть так же и называется. После поста с десятью фотографиями у многих появилось желание узнать побольше о коллекции. Я побывала там второй раз, получила громадное удовольствие! Кстати, вот тот пост

Напомню, в петербургской Библиотеке книжной графики проходила выставка работ Фёдора Викторовича Лемкуля, художника-иллюстратора XX века. Событие уникальное: уже в этом году коллекция работ уйдёт с аукциона, вряд ли мы сможем увидеть их все вместе ещё раз.

В субботу на закрытии выставки была кураторская экскурсия Ирины Великодной, доцента факультета искусств МГУ имени М. В. Ломоносова, заместителя заведующего Отделом редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ. Я собиралась, честно-честно. Но так совпало, что в этот же день и в это же время была встреча с Игорем Олейниковым. И мой выбор вам уже известен. Но! Во-первых, я пообщалась с Ириной Леонидовной до начала её экскурсии. Во-вторых, подобную экскурсию она уже проводила в Иркутске, вы тоже можете её посмотреть:

Меня немного расстроило, что на выставке в Санкт-Петербурге было намного меньше работ. Оказалось, дело только в помещении - мало места. А так бы хотелось увидеть ВСЁ!

Из каталога выставки:

Лемкуль – действительно единица измерения качества и доступности детской иллюстрации.
Лемкуль – единица измерения точности попадания в текст детских рассказов, повестей, стихотворений!
Лемкуль – единица измерения абсолютно искреннего и удивительно глубокого понимания детского восприятия мира образов и слов.

В Санкт-Петербурге было два зала с работами Фёдора Викторовича:

Начнём с дальнего. Там были расположены работы к книге Сергея Баруздина "Страна, где мы живём". В Петербурге представлены уже не все, но сохранились они все-все. Из каталога выставки:

Вы увидите несколько листов из сюиты акварелей, созданной Ф. Лемкулем для издания Сергея Баруздина "Страна, где мы живём" (М., 1972), в которой каждый лист повествует об истории, жизни и достижениях СССР, его природе и людях. Редко, когда вся книга, подготовленная к изданию, оказалась неразрозненной в таком объёме.

Очень интересно рассматривать комментарии художника к макету, видеть, как его замысел был воплощён:

У меня этой книги в детстве не было, из лекции узнала о трёхчастной композиции, одна из частей - рассказ об истории страны через историю семьи (Не так давно выходила книга, все просто трубили на каждом блогерском углу: какое новаторство! история страны через историю семьи! А оно и не новаторство совсем. Всё уже было...)

В этом же зале была витрина с работами Фёдора Лемкуля к ещё одной книге Сергея Баруздина - "О разных разностях". Через стекло сложно фотографировать, но там, где удалось захватить поближе, видно, какие замечательные работы! Поза, жесты, мимика - всё такое живое, узнаваемое:

В первом зале были выставлены работы к рассказу Шукурбека Бейшеналиева "Белый верблюжонок" и к ещё одной книге Сергея Баруздина "Какое оно, море?":

Очень интересно рассматривать, чуть-чуть приобщаясь к тому, как раньше создавалась книга, как стремились всё учесть, попробовать различные варианты, предупредить тех, к кому дальше перейдёт процесс созидания.

Основное пространства зала - работы к книге Сергея Михалкова "Детям". Тут же придумана и игра для юных читателей. Видите, всё для неё подготовлено:

-6

Такой книги у меня тоже не было, но именно эти иллюстрации к знакомым с детства строчкам мне по душе. Не могу сказать, чтобы я как-то выделяла "Дядю Стёпу" (оказалось, что даже о его сыне, Степанове Егоре, я была не в курсе, возможно, прочитала когда-то и забыла), но сам дядя Стёпа на рисунках Фёдора Лемкуля прекрасен! Жаль, что на выставке не показали ту трансформацию в его одежде, о которой рассказано в лекции:

Кстати, вот он, Егор Степанов:

Рассматривать, как одеты и взрослые, и дети, очень интересно. Вспоминаешь детство, узнаёшь мамину шапку или тётино пальто. Себя в детском саду тоже ещё можно узнать, хотя уже сложнее, всё-таки попозже я родилась:

И виды транспорта поизучать можно:

И, как я уже писала, цвета! Палитра художника как-то очень редко в книгах появляется в такой же насыщенности и чистоте цвета.

Из разговора с куратором выставки я узнала, что в Иркутске составляли полную библиографию, выяснилось, что Фёдором Лемкулем было проиллюстрировано не около 130 книг (так обычно указывают офиц. источники), а больше 200! Кажется, у меня дома сейчас наберётся только около десятка.

Как удивительна судьба! Екатерина и Фёдор Лемкуль были страстными коллекционерами. Их коллекция предметов из художественного стекла передана в дар Пушкинскому музею, находится в Музее личных коллекций. Картины и другие предметы, имевшие художественную ценность и приобретённые этими коллекционерами, завещаны Государственной Третьяковской галерее. А работы самого Фёдора Викторовича распродаются на аукционе...

Ладно, не буду о грустном. Хочется немного показать вам и библиотеку, где проходила выставка. Я раньше чаще слышала о ней в связи с коллекцией комиксов, ведь там три отдела:

-11

В январе дважды побывала там, могу показать и вам, как же здорово в этом месте (прокомментирую в галерее):

В мой второй визит на выставку работ Фёдора Лемкуля успела я и ещё одну выставку в холле посмотреть. Ко Дню снятия блокады Ленинграда библиотека показывала рисунки, письма и документы военного времени, принадлежавшие Владимиру Степановичу Голянскому (1919-1995).

В.С. Голянский, прошедший всю войну, был человеком разносторонне одарённым – работал актером, театральным художником, оператором телевидения.

Небольшая, но очень любопытная выставка, которая появилась благодаря племяннице, сберёгшей множество личных вещей, а самое главное - сохранившей воспоминания о своём дяде.

В один рассказ я собрала всё! Получилась история не столько о выставке "Единица измерения – Лемкуль", сколько о замечательной библиотеке.