Найти тему
Морская коллекция

Крейсера. Два раза вокруг света. Клипер «Всадник»

Картина Клипер Всадник , масло на холсте.
Картина Клипер Всадник , масло на холсте.

Второй клипер, построенный в Финляндии по кораблестроительной программе 1857 года ( серии т.н. зарубежной постройки), «Всадник», оказался несколько в тени своего более лихого собрата. Так же как головной корабль, он был построен на верфи в Бьернеборге (ныне Пори) в Великом княжестве Финляндском, неотъемлемой части Российской империи в 1809-1917 годах. Заложили винтовой клипер 22 июля 1857 года. Наблюдающим за постройкой значился капитан А. Н. Арцеулов.

От головного корабля «Всадник» отличали два основных изменения-1). дымовая труба «Абрека» выше, чем у «Всадника», но значительно более узкая и с наклоном; 2). «Всадник» получил паровую машину, изготовленную на Бьернеборгском механическом заводе, в то время как на «Абрек» поставили натуральную "англичанку".

Первоначально клипера вооружались гладкоствольными пушками, затем каждый из них получил по три 152-мм и четыре 4-фунтовые нарезные пушки.

Клипер был спущен на воду 1 июля 1860 года. Фактическая стоимость корпуса составила 194 807 рублей (контрактная 165 000). Паровая машина финского производства мощностью 300 л.с. за 143 234 рубля на испытаниях показала себя плохо, ее пришлось переделывать на Кронштадтском Пароходном заводе с полной заменой некоторых деталей и узлов за 7887,54 рубля.

Для сравнения, в это же время на европейских и американских верфях тем же контр-адмиралом И. И. Шанцом были заказаны и построены для нужд Дальнего Востока- корвет «Баян» за 415 717 руб., транспорт «Японец» за 445 069 руб. 74 коп. и пароход «Камчатка» за 736 776 рублей.

Первым командиром клипера летом 1860 года был назначен капитан-лейтенант А. Ф. Можайский, инженер-изобретатель одного из первых самолетов. После завершения испытаний, клипер перешел в Кронштадт для дрстойки и укомплектования. 26 марта 1862 года по приказу Его императорского величества командиром клипера «Всадник» назначен капитан-лейтенант Михаил Бирилёв 2-й. «Всадник» вступил в строй 28 сентября 1862 года.

«Всадник» прослужил вдвое меньше своего систершипа. Тем не менее успел совершить два кругосветных путешествия, участвовал в исследованиях Дальнего Востока и во «Второй экспедиции русского флота к берегам Северной Америки».

Рисунок "Всадника" по чертежу-с двумя трубами
Рисунок "Всадника" по чертежу-с двумя трубами
-3

«Всадник».Бьернеборгские верфи, Бьернсборг, Великое княжество Финское. Заказан к постройке 30 октября 1858 года. Заложен 22 июля 1859 года, спущен на воду 1 июля 1860 года. Введён в эксплуатацию 28 сентября 1862 года В 1864 года у о. Борнхольм в Балтийском море сел на мель, но был снят с нее, исправлен и вновь введен встрой. 22 августа 1880 года сдан Кронштадтскому порту. Исключен из списков судов флота 7 ноября 1881 года и продан на слом.

Водоизмещение 1069 т., 1585 т (полное). Длина 58,83 м Длина между перпендикулярами 61,26 м. Ширина 9,45 м. Осадка 3,7 носом, 4,06 кормой.
Машина мощностью 300/741 на испытаниях (номинальных/ индикаторных) л. с. Одна паровая машина производства Бьернеборгского механического завода, 300/741 (номинальных/ индикаторных) л. с., 350 л. с. (номинальная). Скорость 10,5 узлов. Скорость хода 12 узлов (под парами). Экипаж 166 человек, в том числе 30 офицеров
Вооружение 5 пушек. До 1868 г.: 3—60-фн пушки № 1, 2—1/2-пуд. «единорога». В 1868 г. установлено 4—6,3-дм пушки Обуховского завода, но в 1871 — 1880 гг. было 3—6-дм обр. 1867 г. и 2—8-фн нарезные пушки.

Первоначально клипер был вооружен тремя бомбическими гладкоствольными трёхпудовыми пушками на погонах, сделанными в Петрозаводске на Александровском заводе, весом 5 тонн каждая (60-фунтовые пушки №1) и двумя полупудовыми дульнозарядными единорогами.

пушка установлена перед маяком Готска Санден
пушка установлена перед маяком Готска Санден

60-фунтовые пушки на берегу острова Готска-Сандён, оставленные там после того как клипер «Всадник» наскочил на камни
60-фунтовые пушки на берегу острова Готска-Сандён, оставленные там после того как клипер «Всадник» наскочил на камни
-6
-7

К осени 1864 года единороги были заменены на 8-фунтовые нарезные орудия. Осенью 1868 года клипер был перевооружён на три (по другим данным четыре) 6,3-дюймовые нарезные пушки образца 1867 года Обуховского сталелитейного завода (боекомплект на одну пушку: 24 стальные и 175 чугунных бомб), 8-фунтовые орудия оставили без изменения. В период 1876 по 1880 год перевооружён на три 6-дюймовых нарезных орудия образца 1867 года и 2-9 фнт нар. (107 мм) (1867).

А. Ф. Можайский, первый командир корабля
А. Ф. Можайский, первый командир корабля

Утром 11 августа 1864 года отряд кораблей в составе лодки «Соболь» под флагом начальника эскадры броненосных судов контр-адмирала Лихачёва, лодки «Горностай» и клипера «Всадник» (под командованием капитан-лейтенанта Бирилева) вышли из Ревеля для прохождения морских испытаний. «Горностаю» вскоре пришлось вернуться в Ревель. «Соболь» и «Всадник» под парусами отправились к выходу из Финского залива. Ночью с 12 на 13 августа в штормовую погоду корабли потеряли друг друга из вида.

Когда был замечен световой сигнал, его приняли за марсовый огонь «Соболя». Но вскоре была замечена береговая линия.Совсем рядом. 18 августа корабль наскочил на камни около острова Готска-Сандён.

Чтобы не допустить опрокидывания, команда срубила мачты и занялась выкачиванием воды. На «Соболе» сигнальные ракеты увидели, но посчитали ошибкой, и продолжали движение.

Утром на «Всаднике» недосчитались лейтенанта Гладкого 2-го и семерых нижних чинов. На берег, для запроса помощи, моряки построили и отправили плот с артиллерийским кондуктором Александровым и двумя матросами. Но плот снесло и выкинуло на побережье. Матросы спаслись.

Второй попыткой был спуск двойки с тремя добровольцами , но они упустили конец. Третья попытка была совершена старшим офицером лейтенантом Повалишиным на вельботе № 2 вместе с лейтенантом Лейманом и мичманом Румбовичем. У них получилось протянуть перлинь к берегу. С помощью капитанского вельбота была организована переправа.

Первым рейсом отправили доктора, фельдшера и двух больных. Вельбот опрокинулся, погибли мичман Семичев, доктор Добров и 4 матроса.

К счастью сигналы клипера были приняты на ближайшем маяке и к спасению экипажа присоединились пять человек с берега. Была изготовлена специальная беседка для перевозки людей с клипера на берег. К 18-00 удалось переправить на берег почти всю команду.

В целом при крушении и в ходе спасательной операции погибли лейтенант Василий Александрович Гладкий 2-й, мичман Семичев, артиллерийский кондуктор Александров, младший врач 6-го флотского экипажа коллежский асессор доктор Михаил Филиппович Добров и 11 человек нижних чинов. Тела лейтенанта и семи матросов так и не нашли.

Начальник маяка предоставил спасенным казенный дом с отоплениемв 2,5 верстах от места крушения. 16 августа русскому консулу в Висбю была отправлена записка о происшедшем.

18 августа из Фаре-Зунда на арендованном небольшом пароходе прибыл агент русского консула Лимевальком, а 19 августа и сам консул Штаре.

После осмотра корабля было принято решение вывезти ценное имущество и команду, оставив на клипере командира, двух офицеров и 20 нижних чинов.

22 августа подошли корабли отряда капитана 1-го ранга И. Н. Изыльметьева (клипера «Яхонт», «Изумруд»), 28 августа прибыл клипер «Жемчуг», 30-го фрегат «Светлана», а за ним фрегат «Громобой». 1 сентября фрегат и два клипера сняли «Всадник» с мели. 3 сентября на буксире «Жемчуга» его привели в Кронштадт.

«Его Величество полагал бы справедливым: обстоятельства, собственно о постановке клипера «Всадник» на мель, оставить для всех выше упомянутых лиц без дальнейших последствий, а убытки, какие произошли от сего случая, по окончательном приведении их в известность, принять на счет казны».

19 сентября расследованием происшествия занялась специальная комиссия. По итогам расследования Генерал-адмирал убытки приказал покрыть за счет казны, без указания виновных. Человеческие жертвы были отнесены к вине капитан-лейтенанта Бирилева и дело передано на рассмотрение морского суда. Судебное расследование абсолютной вины в гибели 15 человек со стороны командира клипера не усмотрела.

Повреждения корпуса, полученные при крушении, были исправлены и в 1865 году клипер вернулся в строй.

Летом 1866 года было принято решение отправить на Тихий океан корвет «Гридень», клипер «Всадник» и винтовую канонерскую лодку «Горностай». Корабли уходили по одному. 11 августа из Кронштадта вышел «Всадник» под командованием капитан-лейтенанта Д. В. Михайлова, 12 августа вышел «Горностай» под командованием лейтенанта графа К. Ф. Литке, а 14 августа «Гридень» под командованием капитан-лейтенанта Конаржевского.

В Англии на клипер погрузили уголь и припасы, бомбы и порох. 25 августа клипер направился к Бресту. В Бресте командиры «Всадника» и «Гридня» получили телеграммы с требованием срочно вернуться в Кронштадт. Только «Горностай» продолжил переход.

Осенью 1868 года, перед уходом на Дальний Восток, на «Всадник», взамен гладкоствольной артиллерии, установили нарезные пушки: четыре 6,03-дюймовые образца 1867 года Обуховского сталелитейного завода, специально закупленные у Военного ведомства (вместе с боекомплектом по 24 стальные и по 175 чугунных бомб на ствол) и две 8-фунтовые заряжаемые с дула пушки.

28 сентября «Всадник» под командованием капитан-лейтенанта А. П. Новосильского все-таки ушёл на Дальний Восток. Для проведения гидрографических работ на Тихом океане на клипер был прикомандирован гардемарин М. Л. Онацевич.

Во время стоянки в Копенгагене торговый бриг Janet под английским флагом наскочил на борт клипера, повредил шлюп-балку шлюпки-двойки и поломал сетку. Английский капитан был признан виновным и с него взыскали 6 фунтов стерлингов ущерба.

По пути в Грейвзенд клипер попал в серьезный шторм, был сорван вельбот, потеряна часть такелажа. 31 октября ремонт был закончен и корабль, пополнив запасы, покинул Англию. Но практически весь ноябрь ему пришлось идти в полосе постоянных штормов. Поэтому в Порто-Гранде на острове Сан-Висенти, чтобы дать людям, наконец, отдых, почти весь экипаж переселили на берег поправлять здоровье. На клипере остались только все офицеры и 30 матросов. Попутно 7 декабря моряки «Всадника» спасли команду и пассажиров прусского парохода Bismark, в который, заходя на рейд, врезалось английское торговое судно.

Утром 10 февраля клипер пришёл на рейд Рио-де-Жанейро, где встретил фрегат «Дмитрий Донской». Затем путь корабля шел мимо мыса Доброй Надежды, в Саймонстаун, где понадобился еще один ремонт, для устранения обнаруженной течи.

26 июня «Всадник» пришел в Сингапур, но не своим ходом, а на буксире так как в машинном отделении произошел пожар и машина встала. Снова был ремонт, обновили фундамент под машиной и сделали новую дымовую камеру. 18 августа клипер был в Хакодате, а 9 сентября «Всадник» прибыл к Де-Кастри, где поступил в распоряжение командира Сибирской флотилии

Клипер весной 1870 года передали в распоряжение начальника Сахалинского отряда Ф. М. Депрерадовича. 28 апреля клипер пришёл к Корсаковскому посту (ныне Корсаков) и сразу приступил к организации снабжения отдаленных постов продовольствием. Вместе со шхуной «Восток» по приказу Депрерадовича был организован новый военный пост Маука (ныне Холмск) на западном побережье Сахалина в заливе Невельского.

С 1 июля 1870 года с «Востока» на «Всадник» перевели лейтенанта К. С. Старицкого для проведения гидрографических работ в Тихом океане и Японском море.

«Всадник» вернулся в Кронштадт 9 августа 1871 года. За время похода на клипере «Всадник», М. Л. Онацевич произвёл съёмку береговой черты и промер внутренней гавани порта Хакодате и залива Анива, осуществил мензульную съемку береговой черты Корсаковского поста, установил хронометрическую связь между островами Японского архипелага и Сахалином, делал астрономические наблюдения. Результаты этих работ Михаил Люцианович изложил в журнале «Морской сборник», в номерах 1,3,7 за 1872 год.

Клипер «Всадник» во время ремонта
Клипер «Всадник» во время ремонта

В 1873 году клипер был направлен на Дальний Восток в очередной раз. Командовал кораблем капитан-лейтенанта А. П. Новосильский. В 1875-1876 году Новосильский был произведён в чин капитана 2-го ранга.

31 мая 1875 года «Всадник» из Владивостока был направлен в Японию. Ожидались церемонии и процедуры по обмену между империями, японскую часть Сахалина передавали России в обмен на несколько курильских островов.

В Японию также были направлены корвет «Аскольд» (на его борту находился дипломат М. А. Горчаков) и клипер «Гайдамак».

27 июля на «Всаднике» был дан обед в честь её Величества государыни императрицы Марии Александровны, приглашены были члены российского посольства, представители японских властей и командиры всех иностранных судов, бывших в тот день на рейде кораблей.

В свою очередь 6 августа командир корвета «Эрцгерцог Фридрих» пригласил Новосильского на празднование дня рождения австрийского императора.В тот же вечер командир клипера был представлен императору Мэйдзи.

16 августа «Всадник» покинул Йокогаму и ушёл на Сахалин с частью комиссии ( чиновник IV класса Хассебэ, М. А. Горчаков, консул А. Э. Оларовский, полковник Я. Ф. Барабаш и два японских переводчика). В заливе Анива комиссия разделалась, на борту остался полковник Я. Ф. Барабаш и чиновник Хассебэ с переводчиком. Было изучено восточное побережье Сахалина до залива Терпения, приняты и описаны более 40 селений и стоянок. Формальная передача состоялась 7 сентября в селении Кусюн-Котан недалеко от Корсаковского поста. «Всадник» в парадной расцветке дал 21 залп. Потом клипер доставил членов японской комиссии в Хакодате, а сам ушел в Николаевск.

-10

В 1876 году на клипере вновь появился теперь уже лейтенант М. Л. Онацевич в должности старшего штурманского офицера. Ему было поручено провести гидрографические работы и астрономические исследования в районе Чукотки. Остальные офицеры также вели морскую опись берегов, измеряли температуру воды и воздуха, скорость течений, фиксировали распространение льдов, характер и высоту приливов.

Впервые был обследован Олюторский залив в Беринговом море. 5 июля клипер достиг бухты Провидения. Первую полную морскую съемку бухты Провидения сделали подпоручики корпуса флотских штурманов В. П. Максимов и А. Г. Карабанович. Затем были исследованы Мичигменская губа, залив Лаврентия и губа Архангела Гавриила. В Беринговом проливе 28 июля М. Л. Онацевич определил точное положение мыса Восточный (ныне Дежнёва).

Пролив Лонга и остров Врангеля
Пролив Лонга и остров Врангеля

Под парусами клипер 5 августа достиг Северного мыса (сейчас мыс Отто Шмидта), где продолжил метеорологические и гидрологические исследования. Корабль дошел до 70° северной широты в проливе Лонга, где встретил сплошные льды. Офицеры в пути посещали и местные поселения, где были обнаружены следы незаконной торговли с иностранцами-ножи, ружья, различные металлические изделия, и даже два бочонка американского виски с мешочком табака. Но иностранных судов в пути клиперу не встретилось.

«В продолжение двенадцатидневного своего крейсерства в Ледовитом океане, сделав в оба конца пути около 1000 миль, клипер одни сутки находился под парами и одиннадцать под парусами, встречая преимущественно противные ветры. Постоянно пасмурное состояние погоды, дожди и туманы препятствовали осмотру густо населенного чукчами северного берега Сибири». Отчет Новосильского.

Клипер привез из этой экспедиции морскую съемку нескольких сотен миль побережья, подробную съемку бухты Провидения и обследование залива Лаврентия, большую коллекцию минералов, растений и водорослей, астрономические и океанографические наблюдения. На основании этого в 1877 году была составлена карта бухты Провидения, на которой появились названия в честь адмиралов, командовавших русскими Тихоокеанскими эскадрами: мысы Ендогурова, Пилкина, Федоровского (ныне мыс Малыгина), Брюммера (ныне мыс Снарядный), Пузино, Лихачева, Попова, Лесовского, Путятина.

М. Л. Онацевич, в свою очередь, представил в Морскую академию «Собрание наблюдений, произведённых во время гидрографической командировки в Восточный океан 1874—1877 гг.».

Офицеры винтового клипера «Всадник», Сан-Франциско
Офицеры винтового клипера «Всадник», Сан-Франциско

В 1876 году, в период очередного обострения отношений с Англией по Восточному вопросу, российское командование вновь отправило к берегам США эскадры, предназначенную для крейсерских действий на британских коммуникациях в случае войны.Это была «Вторая американская экспедиция». Тихоокеанская эскадра контр-адмирала О. П. Пузино в составе корвета «Баян» (капитан-лейтенант Р. Р. Бойль), клипера «Всадник» (капитан 2-го рангаА. П. Новосильский), клипера «Абрек», канонерской лодки «Горностай» (капитан-лейтенант В. А. Терентьев), транспорта «Японец» (капитан-лейтенант А. А. Остолопов), шхуны «Тунгус» (капитан-лейтенант В. Ф. Ивашинцов) и шхуны «Ермак» (лейтенант Б. К. Де Ливрон) встала на якорь в Сан-Франциско, откуда в случае войны должна была разгромить Ванкувер и направиться в Австралию, уничтожая по дороге все корабли противника.

После политического урегулирования конфликта 30 апреля эскадра получила приказ возвращаться. По пути во Владивосток «Всадник», «Баян» и «Абрек» зашли в Гонолулу.

1 июля 1877 года корабли прибыли во Владивосток, где корвет «Баян» (флагманский), клиперы «Всадник», «Абрек» и «Гайдамак» были включены в состав крейсерского отряда контр-адмирала О. Р. Штакельберга.

В Сан-Франциско 1877
В Сан-Франциско 1877

27 ноября 1877 года клипера «Всадник» и «Абрек» направили к месту крушения шхуны «Алеут», которая на пути из Николаевска во Владивосток была сильным штормом разбита у японского острова Хоккайдо, возле селения Сетанай. Забрав часть команды 3 декабря клипера были вынуждены уйти в Россию из-за сильного шторма. Оставшихся забрал военный транспорт «Ермак» в апреле 1878 года.

В 1878 году Новосильский был произведён в чин капитана 1-го ранга. Во время возвращения на Балтику клипер в Пинанге на острове Суматра принял делегацию султаната Аче, которая передала ходатайство российскому императору о принятии их в подданство Российской империи. Во время захода в Неаполь командир корабля получил письмо уже от самого султана с прошением о вхождении султаната в Россию.

-14

Султанат жестоко воевал с голландскими колонизаторами с 1873 по 1904 год. За это время султан неоднократно обращался к русскому царю с просьбой принять его в русское подданство.

.Новосильский полученные бумаги в Санкт-Петербурге передал в министерство иностранных дел. Прошение в очередной раз было отвергнуто. Новосильскому пришлось самому сообщить об этом султану.

После возвращения на Балтику, 22 августа 1880 года «Всадник» был сдан к Кронштадтскому порту, а 7 ноября 1881 года исключён из списков судов флота и продан на слом.

На клипере проходили службу от командира корабля до гардемарина будущие российские адмиралы Фёдор Фёдорович Повалишин, Константин Степанович Старицкий, Витгефт Вильгельм Карлович, Никола́й Рома́нович Греве, Скаловский, Александр Николаевич. Также командиром роты три месяца служил на клипере мичман Смирнов Владимир Васильевич, в Цусимском сражении капитан 1-го ранга, командир эскадренного броненосца «Император Николай I». Он стал одним из инициаторов сдачи отряда Небогатова. Приговорен к расстрелу, помилован.

На память о клипере на карте осталась бухта Всадник в северной части бухты Провидения, названная в честь корабля в 1881 году командой клипера «Стрелок». Клипер «Всадник» упомянут в произведении А. П. Чехова «Остров Сахалин» (глава XII).

К 2005 году по инициативе посольства Российской Федерации в Швеции были восстановлены имена членов команды клипера погибших у острова Готска-Сандён, а также изготовлены и закреплены памятные таблички на русском и шведском языках на месте их захоронения. 18 мая 2005 настоятель Сергиевского прихода в Стокгольме священник Владимир Александров совершил панихиду на могиле моряков. Также, недалеко от захоронения, на острове находятся несколько орудий клипера. Сам остров располагается в особо охраняемой природной зоне Балтики и доступ на него ограничен. Координаты: 58°21’5"N 19°17’51"E

Больше, лучше и подробнее о знаменитых клиперах здесь:

-15

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам