Карл Маркс и Фридрих Энгельс, насочинявшие на 50 томов для советских библиотек, среди множества поднятых и кропотливо рассмотренных проблем затрагивали и «женский вопрос». Не сильно, правда, им заморачиваясь. Да и что, в их понимании, может быть особенного и сложного в женском существовании, чтобы посвящать ему хотя бы парочку добротных трудов? Ни-че-го. А потому упоминали они о женщинах нечасто и урывками. И всё же некоторое представление о том, как они видели жизнь женщины, ее прошлое, настоящее и будущее, по немногочисленным отрывкам получить можно. Прогуляемся по женскому истмату?
Женское прошлое — это «всемирно-историческое поражение женского пола»
Причем двойное.
В первый раз, когда охотничье-собирательное общество, где главную роль играли женщины, ведущие домашнее хозяйство, поддерживающие огонь и стабильно поставляющие пропитание собирательством (в отличие от редкого добывания «мамонта» мужчинами-охотниками), перешло к земледельческо-скотоводческому укладу жизни. Тогда мужчины заменили женщин на многих хозяйственных работах, а домашний труд женщин стал восприниматься как придаток к производственной деятельности мужчины.
«“Дикий” воин и охотник довольствовался в доме вторым местом после женщины, “более кроткий” пастух, кичась своим богатством, выдвинулся на первое место, а женщину оттеснил на второе. Разделение труда в семье обусловливало распределение собственности между мужчиной и женщиной; оно осталось тем же самым и, тем не менее, оно совершенно перевернуло теперь существовавшие до того домашние отношения исключительно потому, что разделение труда вне семьи стало другим. Та самая причина, которая прежде обеспечивала женщине ее господство в доме — ограничение ее труда домашней работой, — эта же самая причина теперь делала неизбежным господство мужчины в доме», — пишет Фридрих Энгельс в своей знаменитой работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Во второй раз, когда женщины, как бы обладающие социальным равенством с мужчинами в «примитивном обществе» и при этом «похищаемые», «kek.суально используемые» и просто тихо созерцающие всё то, что с ними «творили» в групповых браках, возжелали изменить брачные отношения.
Женщинам, считает Энгельс, беспорядочные связи «должны были казаться унизительными и тягостными», поэтому «тем настойчивее должны были женщины добиваться права на целомудрие, на временный или постоянный брак лишь с одним мужчиной».
Следовательно, из-за своей «природной целомудренности» женщины хотели ограничить сильные «природные устремления» мужчины. А что получилось?
«После того как женщинами был осуществлен переход к парному браку, мужчины смогли ввести строгую моногамию, — разумеется, только для женщин».
И по-другому и быть не могло, уверен Энгельс, ведь
«от мужчин, этот шаг [от группового брака — к парному и моногамии] не мог исходить, помимо всего прочего, еще и потому, что им вообще никогда, даже вплоть до настоящего времени, не приходило в голову отказываться от удобств фактического группового брака».
Вот так, оказывается, женщины сами себя перехитрили. Виртуозная логика. Браво, мастер!
Женское настоящее: «Капитал узурпировал для своего самовозрастания труд, необходимый для потребностей семьи»
Это означает, что женщина из пролетарского класса, составляющего большинство населения промышленных стран, вынуждена работать за пределами дома, в наемном труде, чтобы прокормить себя, своих детей, а порой и мужа. При этом ее зарплата значительно меньше, чем у мужчины за ту же самую работу, но основатели марксизма не задаются вопросом о том, почему женская рабочая сила стоит дешевле, чем мужская. Они отмечают ряд проблем, с которыми сталкивается фабричная работница (потеря здоровья в молодом возрасте, сексуальные домогательства, внебрачные беременности, невозможность полноценного ухода за собственными детьми и др.), но считают всё это последствиями капиталистических отношений, этой ужасной частной собственности на средства производства.
Подробнее о женском настоящем с позиции Энгельса расскажу в следующей статье. Маркс этой темой не особо интересовался: он всё больше говорил о положении пролетариата в целом, а у женщин из этого класса не может быть иных, чем у мужчин, интересов и целей.
Женское будущее: «Общественный прогресс может быть точно измерен по общественному положению прекрасного пола (дурнушек в том числе)»
Приведенная фраза Маркса, с претензией на юмор, который совершенно не оценили феминистки XX столетия, указывает на такое светлое будущее, когда успех женщины будет измеряться не ее внешностью, а определенным положением в обществе (каким – чуть ниже).
Для этого распрекрасного будущего необходимо сделать два шага:
1. Все-все женщины должны выйти из своих домов и пойти работать на общественное производство. Повторюсь: все женщины, без вариантов.
«Первой предпосылкой освобождения женщины является возвращение всего женского пола к общественному производству», — считает Энгельс.
Это как в «примитивном обществе», где типа было социальное равенство между полами.
2. Передать весь домашний труд, сконцентрированный сейчас в рамках одной частной семьи и выполняемый усилиями ее участников, на аутсорсинг. И тогда наступит женский рай. Вот как его описывает женолюбивый владелец текстильной фабрики Фридрих Энгельс:
«В положении женщин, всех женщин, произойдет большая перемена. С переходом средств производства в общественную собственность индивидуальная семья перестает быть хозяйственной единицей общества. Частное домашнее хозяйство превратится в общественную отрасль труда. Уход за детьми и их воспитание станут общественным делом; общество будет одинаково заботиться обо всех детях, будут ли они брачными или внебрачными. Благодаря этому отпадет беспокойство о “последствиях”, которое в настоящий момент составляет самый существенный общественный момент, — моральный и экономический, — мешающий девушке, не задумываясь, отдаться любимому мужчине».
Вот и всё женское освобождение, о котором пусть немного, но пафосно говорили основатели марксизма. Видимо, равные возможности «красавиц» и «дурнушек» в выборе любимого мужчины и ему себя «отдавания» без косых взглядов, домашней рутины и материальной подоплеки и есть, по мнению Маркса и Энгельса, предел женских мечтаний. Как-то куценько мы мечтаем, а, уважаемые читательницы?
Надежда Ершова
О том, как решался «женский вопрос» в дореволюционной России и СССР и о чем мечтали россиянки времен основателей марксизма, можно прочитать в статье
О взглядах Энгельса на женское настоящее можно прочитать в статье
Подписывайтесь на мой канал «О женщинах сквозь науку»!
Спасибо за лайки и комментарии, они помогают развитию канала!