События сентября 1939 года обросли невероятными легендами и домыслами. Польша пытается переписать историю по себя, обвиняя во всех проблемах Советский Союз. Замалчивая при этом факты, которые не подходят под нужную трактовку событий.
С мая по август 1939 года проходили трехсторонние переговоры между Англией, Францией и СССР о создании оборонительного союза.
Все прекрасно понимали, что он должен быть направлен против Германии, ясно было так же, кто будет первыми жертвами агрессора – Польша, Румыния и Прибалтийские государства. Такой союз в первую очередь был очень выгоден для СССР, поэтому руководство страны еще в марте 1939 года, после запроса Англии о действиях СССР в случае агрессии Германии против Румынии, выступило с инициативой его заключения, и полгода вело переговоры. Выгоден подобный союз нам был в первую очередь тем, что он позволял в случае войны встретить врага не на своей территории – при вторжении, например, в Польшу войска СССР могли перейти ее границу и вступить в бой на территории Польши.
Однако, переговоры сорвались, так как Польша заявила – с немцами мы справимся сами, никакой помощи от СССР нам не надо. Оборонительный союз с участием Англии, Франции и СССР создан так и не был создан.
В связи с этим, Советский Союз пошел на неординарный шаг, заключив договор о ненападении между ним и Германией.
Сейчас все критики СССР утверждают, что к данному договору был приложен секретный протокол, определяющий зону его действия. И хотя многие, особенно западные, авторы утверждают сегодня, что именно этот договор и приложения к нему являются «спусковым крючком» Второй мировой войны, следует отметить, что это был всего лишь обычный договор о нейтралитете между двумя странами, а протоколы определяли рамки действия данного договора. То есть, приблизительный смысл протоколов был следующий: в других местах вы делайте, что хотите – меня это не касается в связи с нейтралитетом, а вот если полезете в Западные Украину, Белоруссию и в Прибалтику – будем считать это нападением на наши территории. Подобные соглашения Германия имела и с Францией (Декларация от 6 декабря 1938 г), с Англией (Декларация от 30 сентября 1938 года) и с той же Польшей (Декларация от 26 января 1934 года), ничего необычного в них в те времена не было.
Во многих статьях утверждается – не заключи СССР с немцами этот пакт, не будь этих пресловутых протоколов – Гитлер не посмел бы начать войну, побоялся бы.
Но – вот что Гитлер сказал про захват Польши 22 августа 1939 года, за день до заключения этого договора, в Оберзальцбурге, на совещании высшего командного состава:
«Каждый должен иметь а виду, что мы твердо решили с самого начала бороться против западных держав... Прежде всего будет разгромлена Польша... Для меня было совершенно ясно, что конфликт с Польшей произойдет рано или поздно. Я принял это решение ранней весной. Это будет большая война, которая потребует больших усилий. Я только боюсь, что в последнюю минуту какая-нибудь свинья предложит свои услуги для посредничества».
3 сентября германское посольство в Москве получило задание министра иностранных дел И. Риббентропа прощупать намерения СССР относительно возможного вступления Красной армии в Польшу. 5 сентября В. Молотов принял посла Германии В. фон Шуленбурга . На вопрос посла относительно возможного вступления Красной армии в Польшу, В. Молотов ответил, что советскому правительству в подходящее время «обязательно придется... начать конкретные действия. Но мы считаем, что этот момент пока еще не назрел», а «торопливостью можно испортить дело и облегчить сплочение противников».
Именно эти моменты показывают, что Советский Союз нападать на Польшу вместе с немцами совсем не рвался, и в принципе воевать на тот момент ни с кем не собирался. Но в СССР внимательно наблюдали за развитием событий , не собираясь допускать того, чтобы Германия захватила Западные Украину и Белоруссию, если Германия начнет одерживать победу.
Но уже через неделю становится ясно, что немцы одерживают полную победу, и капитуляция Польши – дело одной-двух недель. 9 сентября 1939 года, СССР. Москва. Посол Германии В. фон Шуленбург получил указание МИД Германии возобновить беседы «с Молотовым относительно военных намерений советского правительства в Польше». В тот же день В. Молотов ответил на зондаж Шуленбурга, что «советские военные действия начнутся в течение ближайших дней».
И все таки СССР пока не вступает в войну. Ведь Англия и Франция объявили немцам войну, и остается надежда, что они в ближайшее время начнут наступление на западном фронте, и немцы будут вынуждены ретироваться из Польши.
10 сентября СССР запрашивает Германию о возможности заключения перемирия между Польшей и Германией для ведения переговоров, на что 13 сентября Риббентроп отвечает, что этот вопрос никогда не ставился. Становится понятно, что Гитлер, если не принять мер, оккупирует всю соседнюю страну и выйдет на границы СССР
К тому же с 9-10 сентября в Польше начинаются действия ОУНовцев, которые начинают нападать на польскую охрану железнодорожных объектов, разоружают польские части, вступают с ними в боестолкновения. Немцы начинают подумывать о создании на Западной Украине и Белоруссии марионеточных государств, так как СССР не вводит туда своих войск, о чем намекают Молотову через своих представителей в Москве. В Москве понимают, что Польша проиграла войну и ожидать чего-то дальше не стоит.
В Польше прекрасно отдавали себе отчет, что, если немцы будут побеждать, СССР не останется в стороне и введет войска на восток Польши, и даже какое то время собирались драться. И охрана границы, надо сказать, велась серьезно – когда 15-16 сентября, перед вводом войск, на территорию Польши были направлены разведгруппы с целью разведать обстановку, они своевременно были обнаружены, получили отпор и вынуждены были вернуться назад.
Таким образом, вопрос о войне с Польшей был решен задолго до заключения указанного договора, и война эта началась бы независимо ни от чего.
17 сентября 1939 года, утром, советские войска вошли в Польшу.
Некоторые страницы дальнейшего развития событий никак не вписываются в официальную историю. Вот только два факта:
Первый факт: ПОЛЬША. Украинский фронт. Части 16кд 5кк 12А заняли с.Турка, а 9кк дивизии прибыл на ст. Бескид, занятую 23.09.1939 г. венгерскими войсками. Попытка контакта с венграми вызвала с их стороны обстрел из ручного оружия. Ответный артиллерийский огонь советских бронемашин привел к прекращению стрельбы и отходу венгерских солдат в железнодорожный туннель на границе.
Так, что не только СССР ввел в 1939 году войска в Польшу.
И второй факт – в указанной статье говорится о «тяжелых боях с Красной Армией за Wilno, Grodno и Lwow». Не знаю, как насчет Вильно и Гродно, а вот Львов Красная Армия была вынуждена …. оборонять от немцев вместе с поляками, при этом столкновения были довольны серьезные, с потерями с обеих сторон, как личного состава, так и бронетехники, с воздушными сражениями – немцы очень хотели захватить Львов, который, если бы не подошли части Красной Армии, попал в полное немецкое окружение.
По дипломатическим каналам немцы начали оказывать нажим на советское руководство. Исходя из своего желания заполучить Львов (привет пакту Молотова-Риббентропа). Утром 20 сентября 1939 г. германский посол в Москве Ф.В. фон дер Шуленбург сделал Молотову заявление. В нем указывалось на "опасность возникновения крайне серьезного инцидента" между советскими и германскими войсками. Посол обращался к советскому руководству с настойчивой просьбой "в самом срочном порядке" отвести наши войска и тем самым принять меры, которые позволили бы предотвратить конфликт. С аналогичной просьбой обратился к Ворошилову и генерал Кёстринг. В ответ советская сторона выразила "удивление" по поводу нахождения германских войск восточнее Львова и их боевой активности в этом районе. Было подчеркнуто, что инцидентов наверняка не будет, если немцы прекратят попытки продвижения в восточном направлении и отведут свои войска.
Решительная позиция советского руководства вынудила Гитлера во избежание осложнения отношений с СССР дать 20 сентября 1939 г. приказ об отводе германских войск от Львова. Германские генералы, которые были готовы пойти на открытое военное столкновение с СССР, квалифицировали это решение фюрера как "день позора немецкого политического руководства", однако были вынуждены подчиниться приказу.
Уход немцев из районов восточнее Львова сопровождался неоднократными стычками и артиллерийскими дуэлями между советскими и германскими частями. Инциденты не прекращались и в дальнейшем. Имели место и советско-немецкое схватки и на территории Беларуси. Так, 23 сентября возле Видомли (ныне Каменецкий район Брестской области) части 10-й танковой дивизии вермахта (подчинённой Гудериану) обстреляли конный разъезд разведбатальона 8-й стрелковой дивизии (привет якобы "параду" в Бресте). В результате обстрела 2 человека погибли и еще двоих ранили. В ответ из бронемашин разведбатальона был открыт огонь по немецким танкам, один из которых был уничтожен вместе с экипажем Столкновения между подразделениями Красной Армии и вермахта имели место под Люблином и в других районах Восточной Польши.
Источник: https://kvb.by/rubric/zametki/sentyabr-1939-goda-zabytye-sobytiya