Героический эпос занимает особое место в культуре коми-пермяков — богатыри — воплощение добродетелей: мудрости, отваги и великодушия, олицетворение чаяний о сильном вожде — защитнике народа. Легенда о Кудым Оше, как и другие чудские предания, полна вопросов и загадок — в отсутствии письменности передавалась лишь из уст в уста — что-то забывалось, а что-то додумывалось каждым следующим сказителем…
Когда это было и было ли вообще никто доподлинно не знает, до нас дошли лишь отрывки сказов и преданий о могучем богатыре, паме иньвенских коми-пермяков — Кудым Оше. Говоря о периоде его бытности повествователи обычно ограничиваются фразами «давным-давно» или «тогда, когда Иньва-река еще текла не тем путем, каким течет теперь»… Можно лишь предположить, что началась эта история в XIV-XV веке близ Кудымкарского городища, об этом периоде говорят и исторические события, и биографии современников Кудым Оша, жизнь которых была задокументирована более подробно, нежели нашего героя.
Братья Кудым Оша — легендарные Май и Купра — основатели посёлка Майкор и села Купрос: первое задокументированное упоминание о этих населенных пунктах — перепись Перми Великой, датированная 1579 годом. Другая легенда гласит, что жена Кудым Оша — Костэ — была дочерью вогульского князя Асыки также жившего в XV веке.
XIV-XV века стали переломными в судьбе коми-пермяцкого народа: в этот период происходит объединение разрозненных племен и родов в единый народ, появляется некий уникальный эпос. Отчасти этому поспособствовали внешние факторы — переселение новгородцев в эти края и активное продвижение Московского княжества в Пермские земли.
Родился Кудым Ош в семье жреца-пама чудского увтыра. О его отце известно совсем мало — не сохранилось даже его имени, придание гласит лишь что он был выдающимся воеводой и погиб в бою… мать же Кудым Оша, напротив, личность весьма известная и колоритная — могущественная колдунья Пэвсин (Одноглазая). Согласно легенде, Пэвсин зачала ребенка от медведя… на сегодняшний день звучит весьма нелепо, но «из песни слов не выкинешь». Логично предположить, что медведь — лишь метафора — тотем рода, тогда всё сразу встаёт на свои места.
Кудым-Ош — буквально переводится как «Медведь с устья реки Ку». Можно предположить, что речь идет о реке Кува (считается, что название реки происходит от удмуртского слова «куд» — болотистое место и коми-пермяцкого «ва» — вода).
Итак, после смерти отца Кудым Ош был избран новым вождем своего рода и получил главные атрибуты власти — посох и тот самый тотем с изображением медведя, уже упоминавшийся ранее. Считается, что с тотемом он никогда не расставался — носил его на груди.
Молодой пам — младший из трех братьев — отличался невиданной силой, ростом аж в три аршина (213, 36 см.) и невероятными способностями: в ночи он видел зорко и ясно, в бою его невозможно было ранить топором, а раненный стрелой даже смертельно излечивался едва прижавшись раной к родной земле и даже мог вызывать бурю на реке.
Умом Кудым Оша природа одарила также щедро — молодой пам решил в корне изменить уклад жизни своего народа: жившие в низине под Изъюром чудины нередко подвергались набегам со стороны других племен и Ош нашел выход. На сходе увтыра Кудым Ош предложил перенести селение на гору — на место старинного капища. Придание гласит, что после слов молодого пама воцарилась гробовая тишина — люди молчали потупив взгляд, птицы перестали петь и даже река замедлила ход. Тишину прервала ведунья Чикыш: проклятия сыпались из ее уст в адрес пама и всякого, кто осмелится нарушить покой Богов.
Согласно легенде Чикыш была невероятно сильной колдуньей — умела насылать наваждения и проклятия, излечивать болезни и даже воскрешать мертвых. Ведунья владела секретом общения с духами природы, зналась с духом воды — Вакулем (от «ва» — вода и «куль» — злой дух) и леса — Сюра Пеля (дословно — «Рогатый-Ушастый»).
Не найдя поддержки у родичей Кудым Ош обратился к солнцу, прося указать, где жить его народу — выйдя из-за тучи оно осветило Изъюр. Воля Богов для чудинов была очевидна — селение перенесли на Красную горку под крыло покровителя увтыра Войпеля. Чикыш же смирилась с волей пама, затаив обиду.
Стремясь продолжить род богатырь искал достойную невесту и, обратившись за советом к Чикыш, узнал о Костэ — дочери вогульского князя. Ведунья расхваливала красоту девушки, ее кроткий нрав и острый ум, обещала рождение сына-богатыря, но «забыла» упомянуть, что ни один из женихов, отправлявшихся сватать Костэ не вернулся живым. Считается, что Чикыш хотела погубить пама, но судьба благоволила Ошу.
Сватовство Кудым Оша — один из наиболее сохранившихся фрагментов его биографии: рассказывается как пам с верными людьми отправился вниз по иньве на ладьях полных даров, миновав Анюшкар добрались до Камы. Причалив у берегов селения, правила которым женщина-пам, чудины собирались узнать дорогу к вогулам, местная владычица же неожиданно стала отговаривать Оша от сватовства. Ссылаясь то на дальнюю и тяжелую дорогу, то на неизвестное наречие, на котором говорят вогулы, но поняв, что богатырь с полпути не свернет, дала совет: решившись свататься — женись во что бы то ни стало! Не отказывайся от вогулки! Вместе с советом она дала Ошу и проводника — своего слугу по имени Ваяси, понимавшего вогульскую речь.
Добравшись реками-лесами до Пелыма — столицы вогульского княжества, простиравшегося от предгорий Северного Урала до самой Оби-реки Кудым Ош отправил Ваяси к местному князю, но получил отказ в аудиенции, и на следующий день история повторилась. Лишь на третий день князь согласился принять чудинов. Услышав о желании Оша свататься к своей дочери, князь велел богатырю убираться подобру-поздорову — указав на околицу сказал, что и кольев уже свободных не осталось — все головами женихов увенчаны. Пам был настойчив — помнил о совете идти до конца, не отказываться от вогульской княжны. Асыка дозволил Кудым Ошу посмотреть на невесту, отвели богатыря в ее чум: обит не берестой, а звериными шкурами, а внутри еще один чум. Сидит в нем то ли человек, то ли тварь неведомая — руки-ноги человеческие, а лицо шерстью покрыто… только глаза добрые и печальные. И снова вспомнил Кудым Ош, что нет уже обратного пути. Подтвердил князю своё намерение жениться на Костэ.
Два дня и две ночи готовились к свадьбе, наконец невесту с покрытым лицом вывели к людям и князь велел дочери показаться жениху: кровь застыла в жилах у Кудым Оша и всех гостей. Мать невесты провела руками над головой Костэ со словами: «Пусть рассеется проклятие» и открыла лицо дочери. Перед гостями предстала девушка невиданной красоты, даже Асыка, никогда не видевший истинного лица собственной дочери воскликнул: «Ты ли это, дочь моя?», «Я, отец» — ответила Костэ.
Считается, что на Костэ было наложено проклятие, снять которое мог только тот, кто увидит за внешним уродством внутреннюю красоту девушки и женится на ней. Другие говорят, что мать Костэ в тайне от мужа с малолетства оклеивала лицо дочери телячьей шкурой, боясь что Асыка выдаст дочь за первого встречного. Вторая версия хоть и выглядит правдоподобнее первой, но и в нее верится с трудом: на протяжении многих лет оклеивать лицо шкурами животных и не причинить вреда коже? Не оставить ни следов, ни рубцов? Можно предположить, что лицо было лишь завешано лоскутом шкуры или закрыто маской: мать и няньки хранили тайну, а мужчины в девичий чум не допускались вовсе.
Сыграв пышную свадьбу молодые отправились во владения Кудым Оша, где дождавшись растущего месяца сыграли вторую свадьбу. Пригласив соседей и родичей, правителей ближних и дальних увтыров. На угощения не скупились: мясо и рыба, ягоды и травы съедобные, туяса полные мёда. Отмечали три дня, а на четвертый гости стали разъезжаться.
Нежданно-негаданно пришла к чудинам беда: приплыли по Иньве-реке чужеземцы и представившись купцами из южных земель уговорили Оша пустить их в город — менять золото, шелка и явства заморские на пушнину. Не хотел Ош пускать заморышей, и старая Пэвсин отговаривала, но народ падок был на уговоры торговцев и пам согласился.
Не уважили гости чудской традиции — не положили дары и угощения к воротам при входе, а за оружие взялись едва войдя в кар. Мужчины во главе с памом восстали против врага и до последнего защищали город, но мало было чудинов против пришлых. Кудым Ош был ранен дважды, но земля родная исцеляла богатыря стоило ему прижаться к ней раной. Третья же стрела поразила Оша в спину, упав на грудь не смог богатырь перевернуться раной к земле.
Неутешима была молодая Костэ, оплакивавшая мужа. Беда объединила даже непримиримых Пэвсин и Чикыш — вместе они взывали к Войпелю и лесным духам, молили вновь вдохнуть жизнь в пама. Долго ли продолжался обряд неизвестно, однако чудо свершилось — ведуньи оживили Оша и его войнов.
Сохранились упоминания о двух ритуалах воскрешения, проведенных Чикыш — отца Кудым Оша — неудавшемся и самого Оша — успешном. Придания гласят, что смерть приходила за Ошем дважды и в первый раз он ее «прогнал», решив что еще нужен своему народу. Можно предположить, что речь идет именно об этом таинственном обряде.
Разбойники же тем временем плыли прочь везя с собой богатую добычу — меха и пушнину чудинов. Едва добравшись до Камы, собравшись делить хабар ушкуйники обнаружили, что мешки набиты травой. Разозлившись они ринулись обратно, намереваясь разрушить кар до основания, но не тут-то было: не успели враги приблизиться к владениям Кудым Оша, как началась на реке страшная буря — одни говорят, что богатырь бросил в реку камень в двенадцать пудов, другие считают, что Ош и без камня был способен вызывать бури. Так или иначе, а ладьи вражеские затонули, четыре дня бушевала непогода, прятались пришлые по лесам, а затем Кудым Ош со своими воинами нашел их и пленил.
Щедрые дары предлагал атаман паму за свою жизнь, умолял отпустить. И Кудым Ош смилостивился: от выкупа отказался, забрал лишь оружие и наказал в его земли со злым умыслом более не возвращаться.
И снова жизнь увтыра пошла своим чередом: военным походам и междуусобицам пам предпочитал торговлю, странствуя по дальним землям он выменял на пушнину зерно и научил земляков выращивать рожь и ячмень, готовить хлеб, из других краев Ош привез секрет обработки металла.
Легенда гласит, что пам лично нашел залежи руды, выплавил железо и выковал из него первые орудия. Считается, что именно с появлением железа коми-пермяки освоили и долбленые лодки взамен морально устаревшим плотам.
Из очередного плавания Кудым Оша Костэ встретила держа на руках ребенка — пророчество Чикыш сбылось — кучерявый крепкосложенный малыш, настоящий богатырь. «Ош пиян» — воскликнул богатырь (дословно — детеныш медведя) впервые увидев сына — так и решили назвать мальчика — Ошпиян. Бытует версия, что Ошпиян и легендарный богатырь Пера — одно и то же лицо, так ли это доподлинно неизвестно.
Кудым Ош щедро делился с соседями всем, что у него было. Считался самым почитаемым среди коми-пермяцких памов. Говорят, что однажды князь Юкся — правитель земель с Косы-реки посчитал себя обделенным: то ли мало «хлебной травы» дал Кудым Ош ему и его сыновьям, то ли не дал вообще, однако решил пойти Юкся войной на соседа. Кудым Ош узнав об этом негодовал, взывал к Войпелю и великому Ену: спрашивал их ли это воля, чтобы родич точил нож на родича, или вовсе всесильные заступники оставили чудской народ.
Боги в этот раз Оша не услышали, пришлось паму собирать войско и идти навстречу Юксе: встретившись на Косе-реке дружины двух увтыров бились ни на жизнь, а на смерть. Три дня и три ночи продолжался бой и не было в нем ни победителей, не побежденных: земля дрожала, а вода в реке стала багрового цвета. Потеряв дружины до последнего война, схватились Кудым Ош с Юксей и бились пока не упали без сил.
Как закончилось это сражение никто не знает: говорят, что падая обессиленный Юкся потянулся к Кудым Ошу, а тот, приняв протянутую руку, за приглашение к миру, схватил ее и пожал. Смилостивился Ош над Юксей и отпустил, наказав впредь не замышлять против родичей.
Придание гласит, что жил Кудым Ош ни много — ни мало полтора века. Почувствовав приближение смерти созвал свой увтыр, велел положить его после смерти в кедровый гроб и обить кованым железом, да так плотно, чтобы ни капля воды внутрь не просочилась. Сказал, что уснет надолго, но еще вернется на эту землю. Наказал чудинам жить в мире с соседями и другими народами.
Быль это или вымысел неизвестно: возможно, Кудым Ош лишь собирательный образ, наделенный как лучшими человеческими качествами, так и невероятными способностями, недоступными простым смертным. Но хочется верить, что у легендарного богатыря все-таки был реальный прототип — вождь объединивший чудские племена в единый народ, мудрый и справедливый правитель.
При использовании материалов ссылка на источник обязательна: https://epos.house/kudym-osh-2-0-svezhij-vzgljad/
Будем благодарны за поддержку проекта: https://yoomoney.ru/to/4100117713305501