Найти в Дзене
Автоматизатор

Обзор заводов агрегатных станков СССР

Оглавление

В данной статье речь пойдет о крупнейших заводах СССР, выпускавших агрегатные станки и нормализованные узлы к ним

В Советском союзе было несколько основных заводов, которые занимались изготовлением агрегатных станков для нужд других предприятий (в основном для автомобильной промышленности). Кроме того (как часто бывало и на других заводах), каждый автопроизводитель имел специальное (зачастую называлось "экспериментальным") подразделение, занимавшееся производством станков (агрегатных и не только) для собственных нужд.

Основными заводами, производящими агрегатные станки были - Московский станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе, Харьковский завод агрегатных станков, Минский завод автоматических линий, Барановичский завод автоматических линий, а также Савеловский машиностроительный завод, Глуховский завод агрегатных узлов и Московский завод "Спецстанок".

Московский станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе

Московский станкостроительный завод выпускал широкую номенклатуру агрегатных станков. Как уже было сказано выше в основном агрегатные станки выпускались для нужд автопрома - основной движущей силе любой промышленности. На рисунке ниже представлен агрегатный станок 5А794, предназначенный для растачивания отверстий под гильзы в блоке цилиндров тракторного двигателя. Кроме того выпускалось и большое количество нормализованных узлов.

Агрегатный станок 5А794
Агрегатный станок 5А794

Харьковский завод агрегатных станков

Харьковский завод также выпускал широчайшую номенклатуру агрегатных станков. На рисунке ниже представлен агрегатный станок ХА5035, предназначенный для сверления и зенкерования отверстий и нарезания резьбы в латунном корпусе.

Агрегатный станок ХА5035
Агрегатный станок ХА5035

Также завод выпускал и нормализованные узлы к агрегатным станкам для собственных нужд и нужд других заводов.

Минский завод автоматических линий

Минский завод автоматических линий выпускал широкую номенклатуру агрегатных станков. На рисунке ниже представлен агрегатный станок АМ2738, предназначенный для сверления, зенкерования , развертывания и нарезания резьбы в отверстиях чугунной ступицы колеса.

Агрегатный станок АМ2738
Агрегатный станок АМ2738

Савеловский машиностроительный завод

Савеловский машиностроительный завод занимался изготовлением корпусных деталей агрегатных станков - станинами, стойками и пр. На рисунках ниже представлены типовая продукция Савеловского завода.

Станина круглая  модели СК
Станина круглая модели СК

Станина прямоугольная модели СП
Станина прямоугольная модели СП

Станина боковая модели СБ
Станина боковая модели СБ

Глуховский завод агрегатных узлов

Глуховский завод агрегатных узлов, как уже понятно из названия, занимался изготовлением нормализованных узлов для агрегатных станков - головок силовых.

Головка силовая самодействующая электромеханическая модели ГС06
Головка силовая самодействующая электромеханическая модели ГС06

Московский завод "Спецстанок"

Завод "Спецстанок" также занимался изготовлением нормализованных узлов, пример которых представлены ниже.

Головка силовая одношпиндельная самодействующая гидравлическая
Головка силовая одношпиндельная самодействующая гидравлическая

Итоги

Как видно из статьи основные заводы, выпускающие агрегатные станки, находились в трех союзных республиках - РСФСР, УССР и БССР. Скорее всего такое расположение было обусловлено (это предположение автора статьи и если вы имеете более точные сведения, то просьба написать об этом в комментариях) нахождением в этих республиках крупнейших автомобильных заводов - Москвич (ВАЗ), Запорожец и МАЗ, соответственно. Кроме того, все эти заводы и сами выпускали большое количество нормализованных узлов, которые не были представлены в данной статье, чтобы не перегружать читателя информацией.

Весь представленный материал был сделан на основе двух каталогов-справочников, выпущенных ЭНИМСом в 1968 ("Нормализованные узлы и детали агрегатных станков и автоматических линий") и 1988 годах ("Унифицированные узлы агрегатных станков и автоматических линий").

Сейчас можно сделать вывод, что Харьковский завод предугадал и выбрал наиболее рациональную компоновку агрегатных станков, если сравнивать с современными образцами агрегатных станков. Т.е. весь путь современного агрегатного станкостроения пошел по их пути развития.