Найти тему
Мел

Ребёнок придумывает себе болезни, чтобы не ходить в школу: что делать родителям

Почти каждый день подростки норовят подкинуть родителям новый вызов. Чаще всего это касается нежелания учиться. Является ли отказ посещать школу поводом для волнения и стоит ли принимать меры? Психолог Мария Потапова помогает разобраться.

Вопрос. Моя дочь учится в 7-м классе, и она не хочет идти в школу. Постоянно выдумывает всякие причины: то у нее голова или живот болят, то температура. Даже падала в обморок. Сколько раз с мужем пытались с ней поговорить — бесполезно. Отвечает, что в школе все нормально. С классным руководителем тоже разговаривала, она убеждает, что с одноклассниками ребенок дружит и никто ее не обижает. Не знаем, как быть. Как заставить ее идти в школу?

Ответ. Нежелание идти в школу — достаточно распространенная проблема, которая проявляется в подростковом возрасте. Причем у девочек это наблюдается чаще как раз таки в 7-м классе, тогда как у мальчиков — ближе к 9-му. На это влияют гормональные и физиологические изменения, которые происходят в организме подростка. Важно не ожидать, что проблема разрешится сама собой, а вовремя предпринять соответствующие шаги и разобраться в причинах подобного протеста.

В первую очередь попробуем разделить отказ идти в школу/класс и нежелание учиться в принципе. Спокойная беседа с целью найти конструктивное решение, когда родители разговаривают с ребенком на равных, поможет выяснить, есть ли сложности в мотивации, интересе, усвоении материала — или же это трудности в общении в данной конкретной школе. Если мы слышим ответ, что дочка не хочет идти в школу, то продолжаем исследовать:

  • Отношения с одноклассниками. Ведущая деятельность у подростков — это общение со сверстниками, мнение которых имеет особое значение для ребенка. Есть ли друзья, о которых дочка рассказывает? Есть ли тот, кто в классе не нравится? А кто смеется над другими?
  • Отношения с учителями. Есть ли учитель, который придирается или занижает оценки? Кто из учителей самый строгий? Кто дает больше всего домашнего задания?
  • Самоопределение в коллективе. Подростки сравнивают себя с другими по внешности, весу, одежде, модели телефона, свободе перемещений, степени контроля родителей и так далее. Как чувствует себя дочка среди одноклассников?
  • Отношение к учебе. Если в ответ мы слышим, что подросток не понимает смысла получения знаний, то это сигнал посмотреть в сторону успеваемости: есть ли пробелы в знаниях, из-за которых теперь трудно усваивать новый материал? Иногда страх ошибки и снежный ком из невыученных уроков и непонятной информации кажутся непреодолимыми.
  • Усталость. Можно пересмотреть то, насколько ребенок загружен, и снизить требования к оценкам ради психологического благополучия или понять, в каких предметах требуется помощь. Совместно выбранная траектория обучения поможет сохранить отношения.

Период пубертата — это глобальная перестройка организма на физиологическом уровне. Эмоциональные всплески, резкая смена настроения, изменения в теле, усталость, смещение ритма сна — ко всему этому непросто приспособиться. Помогите выстроить режим, проведите чек-ап по анализам (например, контроль уровня гемоглобина и гормонов щитовидной железы), введите четкие правила пользования гаджетами. Принятие и внимание к самочувствию поможет не прибегать к радикальным мерам и обморокам.

Если в поведении присутствуют периоды апатии, плаксивость, отсутствие интереса к еде, трудности с концентрацией внимания, то следует обратиться за помощью к клиническому психологу: подростки особенно уязвимы с точки зрения ментального здоровья.

Всегда будьте на стороне ребенка, не давите, не ставьте ультиматумов и сохраняйте близкие, доверительные отношения.

У вас есть вопрос, на который вы хотите получить ответ специалиста, а не случайную выдачу поисковика? Задайте его в форме ниже, а мы найдем эксперта, который вам ответит. Это анонимно — не стесняйтесь спрашивать о чем угодно.

За помощь в подготовке материала благодарим Дарью Терзи.
Фото: Maya Kruchankova / shutterstock / fotodom