Найти тему

Сочинение ЕГЭ. Текст И. Грековой

(1)Я стояла в ординаторской, смотрела на фикус и думала о своих пациентах.

– (2)Кира Петровна! (3)О чём вы так задумались?

(4)Обернулась. (5)Рядом стоял доктор Чагин – низенький, массивный человек, зав. отделением травматологии и ортопедии.(6)Тяжёлое, крупное, волевое лицо с янтарными, пронзительными, немигающими глазами. (7)Железно-седые, густые волосы каким-то острым клювом сходятся на лбу. (8)Общее впечатление грустное: врач похож на недобрую, умную, насупленную птицу.

(9)Он стоял, опершись на палку, кряжистую, витую, с загнутой ручкой. (10)Говорили, что потерял ногу на войне. (11)И, что ещё страшнее, – семью. (12)В больнице Чагин держался особняком, дружбы, даже приятельства ни с кем не заводил. (13)Всех тут звали по имени-отчеству, а его почему-то не Глеб Евгеньевич, а доктор Чагин. (14)Замкнут, ироничен, опрятно одет...

(15)Стояли мы с ним у кадки с фикусом. (16)Этот фикус был особенный. (17)На его верхушке красовался свежий зелёный побег – третий за зиму.

– (18)Что это вы так пристально разглядываете? – спросил Чагин.

– (19)Да вот на фикус смотрю.

– (20)Что же вы в нём усмотрели?

– (21)Упрямый субъект. (22)В книге «Комнатные растения» сказано: если срезать побег у верхушки, фикус начинает ветвиться. (23)А этот – ни в какую. (24)Стрижём его, стрижём. (25)А он всё растёт в одном направлении – вверх.

– (26)Черта, достойная уважения, – серьёзно ответил Чагин. – (27)Его урезали, его искалечили, а он всё остаётся собой.

(28)С того нашего разговора прошло много времени. (29)И я, врач, после сложного перелома бедра оказалась пациентом. (30)Несколько операций, много боли, вытяжение, костыли. (31)Сначала лежала в больнице в Москве, потом отправили в родной город. (32)Доктор Чагин – именно ему предстояло заниматься моим дальнейшим лечением.

(33)Снова рентгены, анализы, опять рентгены. (34)Снова гимнастика, физиотерапия. (35)Снова костыли, от которых невыносимо болели плечи...

(36)Примерно месяц я пробыла в родной больнице. (37)И вот Чагин пригласил меня в свой кабинет – поговорить. (38)Мне показалось, что сердце моё остановилось. (39)Кабинетик крохотный, совсем игрушечный, всё впритык: стол, топчан, кресло.(40)Сели.

– (41)Помните, – начал он, – наш разговор в коридоре у фикуса?

– (42)Не помню. (43)Какой фикус? (44)Какой разговор?

– (45)А я помню. (46)Фикус – упрямый, стойкий. (47)Его стригут, укрощают, калечат, а он растёт всё в том же направлении – вверх, вверх и вверх.

(48)Я вспомнила всё это. (49)И поняла, зачем Чагин позвал меня.

– (50)Сращения нет? – всё же спросила я с крупицей надежды.

– (51)Сращения нет. (52)И новая операция вряд ли что-нибудь даст.

– (53)А перспективы?

– (54)Полной реабилитации ждать нельзя. (55)Частичная возможна.

(56)Всё это зависит от Вас.

– (57)Значит, до конца – на этих костылях?

– (58)Может быть, без них, с палкой. (59)Хожу же я с ней. (60)С работой справляюсь. (61)Значит, справитесь и вы.

(62)Я закрыла лицо руками.

– (63)Испугались?

– (64)Нет. (65)Осмысливаю.

– (66)Самое главное – не впадать в отчаяние, не жалеть себя. (67)Не замыкаться в собственных бедах. (68)Не обижаться на весь мир, а продолжать жить. (69)Человек, если он стоит этого имени, – хозяин своих настроений. (70)Это я вам говорю как врач врачу. (71)И как калека калеке.

(72)Вот оно, это страшное слово – калека. (73)Сколько раз говорила его сама себе. (74)Всё ещё надеясь, не веря, что навсегда. (75)Впервые услышала его от другого человека. (76)Пошатнуло, но не сбило с ног.

(77)Отняла руки от лица. (78)Взглянула прямо в глаза Чагину. (79)Даже улыбнулась.

– (80)Молодец, – сказал он. – (81)Фикус.

(По И. Грековой*)

* И. Грекова — литературный псевдоним; настоящее имя — Елена Сергеевна Вентцель (1907–2002) — русский прозаик, советский математик, автор учебников по теории вероятностей и исследованию операций, доктор технических наук, профессор.

Информация о тексте

1. Проблема стойкости, силы духа. (Как нужно относиться к жизненным проблемам, ударам судьбы?) АП: Важно сохранять силу духа даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях, потому что всё в руках человека. Нужно уметь выстоять в череде жизненных неурядиц, сохранив при этом умение не обвинять всех вокруг, не обижаться на весь мир.

2. Проблема схожести жизни природы и жизни человека. (В чём проявляется сходство жизни природы и человека?) АП: Как человек способен выстоять даже после серьёзных ударов судьбы, так и природа – растение – показывает удивительную жизнеспособность и стойкость вопреки всем внешним факторам.

3. Проблема отношения к инвалидности. (Как следует относиться к собственной инвалидности?) АП: Инвалидность – это не приговор. Узнав о страшном диагнозе, можно и нужно продолжать жить дальше.

Попробуем написать сочинение по первой проблеме

1. Постановка проблемы (не забудем ввести фамилию автора)

2. Переход к первому примеру. На каком материале раскрывает автор проблему? От чьего лица ведется повествование? (В основе текста лежит история из жизни, рассказанная от лица женщины-врача)

3. 1 пример. Доктор Чагин

Найдем описание доктора Чагина («низенький, массивный человек», «тяжёлое, крупное, волевое лицо с янтарными, пронзительными, немигающими глазами», «железно-седые, густые волосы», «похож на недобрую, умную, насупленную птицу»). Зачем автор вводит в текст повествования его портретную характеристику? Какие эпитеты в его характеристике представляются более важными по сравнению с другими и почему? (В портретной характеристике героя важен эпитет «волевой», благодаря которому мы понимаем, что это главная его черта, ведь он прошел войну, остался калекой, но сохранил в себе стойкость, продолжил бороться за жизни людей уже в мирное время)

С какой целью в повествование введен фикус?  Почему Грекова сообщает читателю о месте, где растет фикус? (Символично, что фикус растет именно в ординаторской: он как бы всем врачам напоминает, что самое главное в борьбе с болезнями – это стойкость) Как Чагин относится к фикусу? Что он говорит о способности растения все время тянуться вверх? Можно ли сравнить фикус и доктора Чагина?

4. Переход ко второму примеру. (Воспоминания о фикусе помогают рассказчице, когда ей самой поставили страшный диагноз)

5. 2 пример. Судьба рассказчицы

Перечитаем «историю болезни»: «Снова рентгены, анализы, опять рентгены. Снова гимнастика, физиотерапия. Снова костыли, от которых невыносимо болели плечи». Как построены эти предложения? Какое художественное средство использовано? Почему нет никаких подробностей? (По-медицински скупо, без лишних подробностей, но не менее эмоционально благодаря синтаксическому параллелизму…) В какой момент доктор Чагин напоминает рассказчице о фикусе? С какой целью? (Фикус становится символом стойкости, примером, который может преподать жизненный урок)

6. Связь между примерами. С какой целью примеры дополняют друг друга. Связь между примерами могла быть и переходом ко второму примеру. (Развивая/Продолжая мысль, рассказчица….)

7. Авторская позиция (И. Грекова, безусловно, считает, что человек не должен отчаиваться, если на его жизненном пути встречаются какие-то непреодолимые препятствия)

8. Я согласен/согласна с мнением автора. Действительно, даже в самой безвыходной ситуации не стоит признаваться в собственном бессилии.

Это сам аргумент. Теперь его надо УБЕДИТЕЛЬНО доказать. В качестве примеров можно использовать книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», Владислава Титова «Всем смертям назло».

Самолет Алексея Мересьева (Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке») был сбит. Ползком он добирался до линии фронта. Ему ампутировали обе ноги. Мересьев же не только научился ходить на протезах, но и вернулся в строй – закончил войну за штурвалом истребителя.

Сергей (В. Титов «Всем смертям назло») – шахтер – во время аварии получает травму, лишается обеих рук. Благодаря жене, ее поддержке он не просто пережил психологически свою инвалидность, но и сумел стать писателем.

«Правду говорят: большое горе рождает большое мужество».

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц