Найти тему
Тёмный историк

Бежавший от большевиков белогвардеец о командном составе Красной Армии

Один из «белых подпольщиков» в Красной Армии, бывший генерал-майор старой армии Борис Владимирович Геруа бежал за границу, где составил довольно подробное описание РККА.

Про общую оценку бежавшего от большевиков «военспеца» Красной Армии можно посмотреть тут:

Но отдельно стоит отметить рассуждения Б. В. Геруа о красных командирах. Как известно, в РККА на службе оказались десятки тысяч бывших офицеров старой армии. Многие из них сыграли буквально ключевую роль в организации РККА и в разработке планов боевых операций.

Борис Владимирович Геруа.
Борис Владимирович Геруа.

Одновременно, советская власть ещё в период Гражданской развернула процесс массовой подготовки и переподготовки командирских кадров. Которые были бы идеологически надежнее и не перебегали бы на сторону противника. Собственно, об этом и пишет Б. В. Геруа:

«Низший командный состав слагается из офицерства прапорщичьего типа и из новых «красных» офицеров. Среди первой, старой категории немало людей с «белогвардейской» душой; в общем же это народ усталый, серый и пассивный.

Вторая категория, которую довольно успешно изготовляли упомянутые выше курсы, угрожает развернуться в кадр бодрых, большевистски настроенных и достаточно сведущих офицеров.

И здесь время играет первостепенную роль. Чем дольше позволить развиваться этому институту, тем более окрепнет армия в качестве чисто большевистского орудия...» (с) Б. В. Геруа. О Красной Армии. / О. Будницкий. Красная Армия глазами противников. / журнал «Родина», 2011.

Курсанты 2-х Петроградских артиллерийских курсов в униформе со складов Константиновского училища, 1919 год.
Курсанты 2-х Петроградских артиллерийских курсов в униформе со складов Константиновского училища, 1919 год.

Любопытно. С одной стороны, Б. В. Геруа как-то, на мой взгляд, низко оценил бывших прапорщиков старой армии. Эти люди выносили на своих плечах Первую мировую, особенно в 1915 — 1916 годы. Потери в офицерском составе Русской армии были самые высокие именно среди прапорщиков. Из этих офицеров военного времени (по большей части) вышло немало как белогвардейцев, так и выдающихся красных командиров (некоторые себя и в Великую Отечественную показали отлично). Так что по поводу «серости» я бы поспорил.

Но в остальном Борис Владимирович верно описал процесс создания большевиками собственных, лояльных командных кадров. И в этом он видел реальную угрозу для белого движения. Ведь, по признаниям Б. В. Геруа, многие «бывшие» в РККА намеренно обманывали советское руководство, подставляя красные части под удар противника или передавая сведения.

При таком «свидетельстве» становятся понятными и работа чекистов (в том числе — аресты и лояльных красным «военспецов», ошибки везде бывают), и желание создать собственные командные кадры. Этот процесс выдавливания бывших офицеров из РККА усилится в 1920-е годы. Но причина-то будет: опасения «бонапартистского переворота» с лозунгами «единой-неделимой».

Курсанты 2-х Петроградских курсов красных артиллерийских командиров, 1918 год. 
Колоризация: Klimbim.
Курсанты 2-х Петроградских курсов красных артиллерийских командиров, 1918 год. Колоризация: Klimbim.

И можно было бы списать всё на «фантазии и страхи» большевиков и чекистов, если бы не свидетельства «с той стороны» о подобных настроениях среди части красного комсостава. И надежды белой эмиграции на военный переворот в Советской России / СССР вплоть до 1945 года.

Интересно, что одна из мотиваций (по Б. В. Геруа) служить в РККА у более зрелого поколения «военспецов» — это... страх перед белыми.

«...переход же отдельных лиц командного состава, уже принимавших участие в Гражданской войне на стороне красных, невозможнее по другой причине: их ждет расправа белых.

В результате создается или настроение отчаяния, заставляющее людей желать победы большевикам, или стадное чувство, при котором кажется, что выгоднее не отделяться, держаться в кучке и спасительнее нести один массовый ответ...»

Военные специалисты и курсанты Красной Армии, период Гражданской войны. Художники: А. Тронь, А. Каращук.
Военные специалисты и курсанты Красной Армии, период Гражданской войны. Художники: А. Тронь, А. Каращук.

Тем не менее, даже немалая часть «пожилого» комсостава РККА из «военспецов» работала за совесть. Б. В. Геруа это объяснял «втягиванием в работу»: ведь у большевиков бывшие генералы вновь смогли заняться любимым делом («в силу прежних привычек начинают работать как следует, а иногда даже и с увлечением»).

Комиссаров белый офицер ругал и считал бездарными... одновременно заявляя, что благодаря их деятельности дисциплина в РККА усилилась. Парадокс...

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!

Читайте также другие мои каналы на Дзене:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.

О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.