Продолжая изучать русскоязычное издание книги Николаса Витсена "Северная и восточная Тартария", в главе, посвященной описанию земель Сибири, я обнаружил явные последствия уже прошедшего ранее катаклизма на землях Сибири, о котором упоминал Афанасий Кирхер в своей книге "Подземный мир", как о "тартарском локальном потопе". Также, в главе о Сибири книги Н.Виттсена, можно обнаружить описание неизвестных русских городов в устье реки Оби, которые ныне не существуют.
Но давайте начнем со следов уже произошедшего катаклизма. Так, Н.Витсен пишет: "Пройдя наиболее восточные области и народы, расположенные вблизи Великой Стены, отделяющей Сину от Тартарии, и после того, как я рассказал о Тангуте, Тибете, Бухаре, Мавераннахре, Узбеке, Туркестане и областях вблизи Каспийского моря и реки Волги, русских, персидских, тартарских и других областях, перехожу к северным народам и землям Сибири, расположенным вдоль реки Обь и в ее окрестностях. Ферариус говорит, что реку Обь раньше называли Карамбукис , что она отделяет Азию от Европы, и что в нее впадают реки Протака и Сала, которые современным путешественникам незнакомы. Она протекает, по его мнению, между областями Обдория и Самоедия...
Обе реки – Обь и Печора, которые впадают в Ледовитое море, встречают на своем пути твердую мель в виде большой каменной горы. Затем они впадают, через эту гору, большими водопадами, в море. Говорят, что и устья этих рек почти всегда покрыты огромными толстыми льдинами, толщиной в несколько саженей. Устья рек Енисей и Лена тоже почти всегда покрыты льдом... Говорят, что русские смельчаки пытались плыть от реки Блудной или Колымы вдоль берега моря, огибая некий мыс и высокие горы, но им это всякий раз не удавалось. Но несколько человек пошли пешком через горы, огибая мыс с юга, но не нашли там ничего съедобного, и большинство погибли от голода и лишений..."
Здесь мы явно видим описание уже послекатастрофной Сибири, когда изменились и климатические условия, а некогда густонаселенные земли конфедерации стали "дикими и малозаселенными", т.е. уже такими, как их позднее описывал и Г.Миллер. Скифское море, известное по более древним картам Витсен уже называет "Ледовитым" и не случайно. Видимо, большую часть года из-за похолодания оно уже стало несудоходным и покрытым льдом. Вот почему, и устья рек Енисея и Лены здесь также описываются как "всегда покрытые льдом". Также Витсен в своей книге пишет, что никакого регулярного судоходства восточнее Оби нет. Интересно сообщение о русской экспедиции к Колыме, которая не смогла преодолеть по воде какой-то "мыс и высокие горы". И мне кажется, что речь здесь идет именно о Камчатке, которая также появилась уже после катастрофы, уничтожившей Тартарию. Но на картах того времени, ее очертания еще не были разведаны.
Также, Н.Витсен в своей книге ясно пишет о том, что многие сибирские земли уже давно находились под властью московских царей: "Область Обдория, расположенная на 67°, получила свое название от реки Обь. Древние жители этой страны прежде были язычниками, не знали хлеба, но теперь русские их научили сеять и употреблять хлеб. Область Кондория расположена близко оттуда, и теперь она, говорят, входит в Обдорию. В этих областях раньше говорили на особом языке. Жители ели тогда мясо собак и всяких нечистых животных. Область Обдория, которая имеет счастье своим названием украшать титул Их Царских Величеств и уже давно присоединена к русской короне, считаясь тоже среди северо–сибирских областей...
Вверх по реке Иртыш от города Тобола и на многих реках, которые в нее впадают (в том числе Вага и другие), живут земледельцы, русские и другие народы... Народы, живущие около Оби и Иртыша, говорят на особых языках. Они подчинены начальникам и князьям, которые правят десятками и сотнями и больше семей, но все находятся под верховной властью Их Царских Величеств..."
Все это подтверждает, что в последние десятилетия XVII века все сибирские земли в бассейнах рек Обь и Иртыш, входили в состав Московского государства, а никакой Тартарии на этих землях уже не было. Следовательно, не могли Романовы воевать с Тартарией ни в 1770-е годы, ни тем более в 1812 году, как это предположили некоторые альтернативные исследователи. И книга Н.Витсена лишний раз это подтверждает.
Также я обнаружил в ней описание некоторых неизвестных ныне русских городов в Сибири. Вот, что о них пишет Н.Витсен: "У устья реки Обь русские издавна построили город Обской город, но теперь он разрушен и [стоит] в развалинах. Обь во многих местах течет сквозь высокие горы. В верхнем течении одного из рукавов Оби, к востоку, стоял замок Грустина, на 61,5°, откуда окрестные народы получили свое название «грустинцы», иначе «сепоновцы». Туда приезжали из Индии, Сины и других стран крупные торговцы с ценными товарами. Русские плавают вдоль берегов моря до Оби к востоку, но дальше нет судоходства.
Березов – это русская крепость, расположенная недалеко от устья реки Обь, на 68°, недалеко от моря. Здесь летом находится русский гарнизон из 50 человек. Зимой из-за сильного холода они вынуждены переправиться к югу. Отсюда ездят в Архангел, главным образом, по рекам и озерам, но иногда перетаскивают суда по суше, либо по морским берегам, около острова Долгой или Печора, или выбирают Двину и так добираются до Архангела... Поселки Березов и Кодской на реке Кода стоят несколько южнее Березова, под воеводством Тобольска. Воевода, который управляет обоими городами, живет в Березове. Этот город, говорят, лучший из двух..."
Здесь следует отметить, что не нужно путать крепость Березов на Оби и поселок Березов на реке Кода. Кстати, само название "Березов" предполагает наличие в этих местах берез, хотя бы в более древние времена. Но, уже во времена Н.Витсена мы видим, что природные условия в устьях сибирских рек были очень суровыми. При этом мне не удалось найти в сети никакой информации о крепости Березов и городе Обской, расположенных в устье реки Оби. А вот Грустина - название знакомое и этот город есть на допотопных картах. Некоторые исследователи полагают, что это и есть современный город Томск.
Однако, я их разочарую, поскольку Томск в своей книге Н.Витсен тоже описывает, а следовательно он не может одновременно быть еще и городом Грустина: "Магометанские тартары, живущие в Тоболе, ведут большую торговлю с Синой. Они ездят туда не как московиты, делая большой круг, а через Томск и прямо по направлению к Стене, через Калмакию и Мугалию, что гораздо короче." Так, что получается, что все-таки Томск и Грустина - это не одно и то же. Куда же затем исчезли эти города - Грустина, Обской и крепость Березов в устье Оби? Это пока непонятно. Возможно, что был еще какой-то катаклизм, о котором мы ничего не знаем. Но может быть, их уничтожила какая-то неизвестная нам война? Так что со всем этим еще предстоит разбираться.
Источник: мой пост в сообществе "Альтернативные версии истории".