Найти в Дзене
Новый очаг

Стальная русалка блокадного Ленинграда: Нина Соколова, первая женщина-водолаз

Оглавление

В водолазы в СССР женщин не брали. Опасно, говорили. Не поднять костюм, говорили. Однако в СССР была женщина-водолаз, и она была среди тех, кто спасал блокадный Ленинград - и ленинградцев.

    Стальная русалка блокадного Ленинграда: Нина Соколова, первая женщина-водолаз
Стальная русалка блокадного Ленинграда: Нина Соколова, первая женщина-водолаз

Её дети много лет бережно хранили парадный мамин китель. Пока не передали его в музей обороны Ленинграда — так логичнее. Их мама всегда немножко принадлежала городу, никогда не одной своей семье. А ведь даже родилась она не здесь, не в Санкт-Петербурге — сюда она приехала в тридцатых. Родилась она в Череповце, в Вологодской области. И фамилия у неё тогда была не Соколова.

Содержание статьи

  1. Крохотный водолаз
  2. Куда ведут дороги из Череповца
  3. Женщины водолазами не бывают
  4. Подводная Дорога Жизни
  5. Дети, йога, пироги

Крохотный водолаз

1939 год, Баренцево море, бухта реки Печенги. Погода — глубокий минус. Возле судна чуть покачивается на воде шлюпка, куда примеряется прыгнуть крохотная фигурка в тулупе и валенках. Прыжок вышел лихим — но в воду. Тут же несколько матросов кидаются выхватывать прыгуна из воды — и вытаскивают в гигантском ледяном панцире. Спасённого немедленно поднимают туда, откуда прыгал.

На борту человечка выковыривают из панциря, и он оказывается молодой женщиной, похожей на подростка. Подносят стакан спирта. Все напряжённо шутят: мол, боевое крещение, познакомилась товарищ инженер с Баренцевым морем как можно ближе. Товарищ инженер тоже смеётся. На следующий день в её лицо будут вглядываться — не подкралась ли пневмония? Но Нине Васильевне — так зовут крошку-инженера — море оказалось по колено. Продолжила работу как ни в чём не бывало.

Историю, однако, она будет потом вспоминать годами. Забудешь такое! И саму Нину Васильевну будут вспоминать годами. Как первую женщину-водолаза в мире. Как спасительницу блокадного Ленинграда.

Куда ведут дороги из Череповца

Нина Пименова начала свою жизнь обычно – для девочек своего времени. Первый ребёнок в крестьянской семье. Отец летом валил лес, зимой — плотничал. Мать летом в люди нанималась, зимой делала по дому то, до чего летом руки не доходили. Один за другим родились в семье шестеро детей, так что Нина рано стала маминой помощницей. Не только по дому, не только с детьми — с мамой ходила работу работать, помогать копеечку в дом зарабатывать.

   Wikipedia
Wikipedia

Времена стояли непростые. Когда Нине было два, началась Мировая — тогда ещё у неё не было номера «Первая». Вскоре с продовольствием стало сложнее, а потом вообще царь отрёкся, и один за другим во главе страны встали два разных правительства. С продовольствием стало сложнее вдвое, а там и Гражданская … В общем, всё понятно.

Вокруг вздыхали — мы ещё, мол, ничего живём. В Поволжье люди с голода воют, мёртвых подъедают, траву съели всю. Так что затянем пояса и порадуемся, что хлеб на столе.

При первой возможности Нина пошла в школу. В школе теперь учили не только буквы складывать — рассказывали про гигиену, буржуев и самолёты, всё вперемешку. Твердили: «Все вам дороги открыты, кем захотите, тем будете». Знала ли Нина уже, кем захочет быть? Может, да, а может, нет. Но шансами своими она всю жизнь пользовалась на полную. Как и родные её.

Брат, например, стал небезызвестным художником ленинградской школы — Валерий Пименов. Другой брат, Борис, может, тоже кем-то известным стал бы — но в самые первые дни его убьют. Не в бою — по дороге на фронт… Обычная судьба была у семьи Пименовых. Общая со страной.

Сама Нина школу закончила в девятнадцать. Можно было и раньше — если б захотела вечной женской доли, какая была у матери. Но Нина уже знала, что хочет в институт. В Питер. То есть теперь — Ленинград. В 1931 году девушка по имени Нина поступила в Ленинградский институт инженеров водного транспорта. В 1936 году закончила его — с дипломом инженера-гидротехника и уже Ниной Васильевной, молодой специалисткой.

Женщины водолазами не бывают

Никто не знает, почему свежую выпускницу отправили в Сочи. Может, пожалели девушку — выделили работу там, где тепло и пальмы. Может, наоборот, требовался человек на сложную задачу — и отобрали специалистку с характером, с отличными оценками. Но первое задание Нина Соколова получила именно на южном море — в рамках работы в Экспедиции подводных работ особого назначения, ЭПРОН.

   Из семейного архива
Из семейного архива

В Сочи строили порт. Молодому инженеру поручили руководить водолазами при укладке бетонных массивов-гигантов. Водолазы должны были проверять, как легли бетонные подушки. А Нина Васильевна – теоретически – должна была контролировать подводные работы. Как это видело начальство: водолазы рапортуют, инженер принимает у них рапорт. Как это видела Соколова: проверять должен тот, кто взял на себя главную ответственность за работу — и проверять на совесть, своими глазами.

Соколова потребовала подать ей водолазный костюм. Вашего-то размера нету, — смутились водолазы. Соколова потребовала подать, какой есть. И опустилась на дно морское.

Моментально разразился скандал. В водолазном костюме, на дно, без подготовки. Лихачество! Не за любовь к приключениям государство платит молодой специалистке деньги. В чём дело, дерзко отвечала специалистка, направьте на подготовку. А работу я у водолазов не приму, пока сама не проверю.

С подготовкой, однако, были проблемы. Не допускали женщин до водолазной специальности. Обычно объясняли, что даже водолазный костюм женщина и то не сдвинет — он больше центнера весит. Но… Тут оправдание прокатить не могло. Ведь сдвинула же, живая женщина — вот вам прецедент.

-4

Вопрос о подготовке Соколовой рассмотрел аж начальник ЭПРОН — контр-адмирал Фотий Крылов. И то на себя ответственности не взял — обратился за официальным разрешением к самому Михаилу Калинину. Разрешение было получено. Соколова экстренно отучилась на двухмесячных курсах и получила свидетельство, разрешающее ей подводные спуски до десяти метров, за подписью Крылова.

Вслед за свидетельством выдали уникальный костюм её размера — и вдвое её самой тяжелее. Специально для Соколовой сделанный.

Так в неполные двадцать пять товарищ инженер Соколова стала первой женщиной — профессиональным водолазом. В СССР. В мире. Но в историю она в итоге вошла не этим фактом — даже его перекрыл подвиг, который Соколова совершила во время Великой Отечественной, в блокадном Ленинграде.

Подводная Дорога Жизни

После Сочи Соколову кидали уже в самые суровые условия — характер подходящий. Она поработала и у Сахалина, и в Баренцевом море. А Великая Отечественная застала её в Ленинграде: служила в аварийно-спасательной службе Краснознамённого Балтийского флота. Ценной специалистке предложили эвакуироваться. Соколова отказалась твёрдо: не пристало депутатке Ленгорсовета бросать свой город. Ей люди верят!

Водолазам работа нашлась сразу. Немцы день за днём топили баржи, прорывающиеся в город с хлебом, с тяжёлым спелым зерном, которого так ждали ленинградцы. Водолазы ночь за ночью — днём это было верной смертью — доставали со дна Ладожского озера недоплывшее зерно. Центнерами.

Конечно, всё было не спасти. Но на счету был каждый килограмм, да что там — каждое зёрнышко. Всё поднятое уже наутро оказывалось розданным по карточкам хлебом.

В блокаде ленинградцы оказались без электричества. Приближающийся Новый год встречали с тяжёлым чувством. И вдруг под самый праздник в домах загорелся свет! Товарищ инженер Нина Соколова и её боевые друзья постарались — провели по дну озера кабели. Для этого им экстренно пришлось научиться монтировать этот кабель на глубине. Торопились, постоянно рисковали — и смогли.

Свет в квартирах давал странную надежду. Есть электричество — цивилизации словно рано умирать. Есть свет — значит, и страшные времена закончатся.

   Из семейного архива
Из семейного архива

Зимой Соколовой делать было, конечно, в озере нечего. Оно покрылось льдом. По льду в город пробирались грузовики — с зерном, из города выбирались тоже не пустые — с людьми. Порой грузовики уходили под лёд, разбитый обстрелами нацистов. Страшная это была дорога — Дорога Жизни… Но Соколова без дела не сидела. Она готовилась провести подлёдную Дорогу Жизни. Ещё после прокладки кабеля по дну ей пришла в голову мысль — и в самолёте, в котором летела Нина Васильевна с Иваном Зубковым (знаменитым инженером, приближавшим прорыв блокады) в Москву, о работе отчитываться, она насела на него: а проведём бензинопровод! Прямо по дну озёрному!

Это сколько же освободится транспорта под людей, под продовольствие, если не занимать его бочками с бензином?

Идея была такая: Соколова со своими водолазами половину осени поставляла по дну морскому бочки с бензином, но за раз их, понятное дело, перетащить — хотя они и были лёгкие, хорошо шли по воде — можно было определённое количество. И усилий на перетаскивание цепочки из бочек уходило немало. А если по дну озера лягут трубы, по которым безостановочно будут качать бензин, то человеческий ресурс можно будет бросить на другие задачи, транспорт тоже, да и немцы не смогут засечь и разбомбить перегоняемый бензин.

   Wikipedia
Wikipedia

Тут же, на коленках, принялась набрасывать на бумаге, как должны выглядеть и трубопровод, и станции, и работы. Зубков в потрясении смотрел на маленькую, такую молодую — показалась ему Соколова вчерашней студенткой — женщину, инженера, и не мог решиться сказать: да. Хотя очень хотел.

«Да» сказали в Москве, на самом высоком уровне. Первичный расчёт работ показал, что нужно 60 дней. Соколова взялась проложить трубы быстрее. За полтора месяца. Параллельно с прокладкой должны были построить насосную и приёмную станции. Всё это — в строжайшей тайне, чтобы у нацистов не было шанса узнать о работах и помешать им.

Бензин был нужен грузовикам. Бензин был нужен баржам. Бензин был нужен ленинградцам. Так что водолазы себя не щадили. Паёк у них был — 300 граммов хлеба, немного крупы и немного жиров. На таком рационе люди таскали железные костюмы, железные трубы, часами брели под водой, меж затонувших грузовиков и барж.

Работы начали чуть не сразу, как сошёл лёд. Соколова лично прошла по дну, примеряясь с маршрутом, которым лягут трубы. Какие там десять метров допуска — и до тридцати пяти опускалась. Не считала она метры во время блокады, не до того.

И в первый же день работ — авария… За ночь, несмотря на то, что погода была неспокойной, участники работ с невероятной скоростью собрали и сварили километровую плеть из труб. Но во время установки волны сорвали плеть — и унесли неведомо куда. Как ни пытались найти — не нашли. А ведь эти трубы только что чуть не руками собирали на ленинградских заводах женщины, подростки, выбиваясь из последних сил. Всё заново, всё заново… Горевать было некогда. Сделали выводы — и снова за работу.

Больше озеру отобрать трубы не удавалось. Люди не давали.

Злость ли, понимание ли всей ответственности сработали — но теперь двигались и трудились так слаженно, так ладно, словно всю жизнь выкладывали трубопроводы под водой. Хотя ни у кого такого опыта прежде не было. Работала и Соколова. Раз получила баротравму от быстрого подъёма: слишком долго задержалась под водой. При первой возможности вернулась в строй.

К середине июня трубы легли на свои места — двадцать один километр по дну озера. По ним под большим давлением прогнали воду, чтобы проверить непроницаемость и прочность. Выдержали. Подали керосин — выдержали и его. И потёк бензин. По трубам, проложенным Соколовой, город получал до 350 тонн топлива в сутки! А город и не знал, чья идея и чья работа обеспечили топливом грузовики, баржи, и не только их. Нельзя было знать...

Соколову, конечно, наградили. И ордена ей дали, и медали. Ведь прошла огонь (вражеский), воду (буквально) и медные трубы (точнее, испытание трубами). Вот только ещё долго не упоминали по имени. Даже когда уже писали о подвиге ленинградских водолазов в сорок шестом году. То ли забыли снять секретность, то ли не захотели… А ведь за Великую Отечественную, кроме баротравмы, Соколова получила ещё и контузию под вражеским огнём при выполнении очередного важного задания. Имела право на чествования.

Дети, йога, пироги

После Победы Соколова ещё некоторое время служила. Расчищала устье Невы и многие другие акватории от мин и обломков бетона. Однажды водолазы нырнули осмотреть фермы обрушенного моста — они мешали прохождению военных кораблей на Кронштадт. Вынырнули с изменившимися лицами: «Там такое… Такое!» Нина Васильевна пошла в воду сама. И тоже увидела — из обломков ферм торчали, полоскаясь по течению, трупы фашистов. Много трупов.

Фермы взорвали. Воспоминания остались. Впрочем, и до того Соколова насмотрелась, наверное, на трупы под водой. Там, где Дорога Жизни становилась дорогой смерти...

В тридцать четыре года она ушла с водолазных работ — собиралась завести, наконец, ребёнка. Перешла на преподавание в Высшее военно-морское училище Фрунзе. Читала сложнейший курс гидравлики и гидродинамики. Теперь её поминали не только как товарища инженера, но и как товарища полковника. А она родила дочку Марину и училась быть мамой: пироги печь, платьица дочке шить. Правда, обнимать так толком и не научилась. Там, где она выросла, мамины руки были для работ и забот, а не для объятий. И её — работали и заботились.

   Wikipedia
Wikipedia

Всю жизнь она оставалась всё той же полной азарта и сил Соколовой. Моржевала, делала гимнастику. В сорок четыре года удивила врачей, придя рожать второго ребёнка — теперь сына Евгения. С двумя детьми решила уже, что можно перейти в мамы на полную ставку, и оставила училище. Узнала о йоге — увлеклась йогой.

Мамой она, похоже, стала такой же, как инженером. Сын Евгений вырос врачом, Зубковым Евгением Викторовичем, сумел организовать постройку первого бесплатного центра помощи алкоголикам под Санкт-Петербургом. Теперь работает психотерапевтом — и вместе с сестрой хранит память о матери. Дочь, Марина Александровна Лабецкая, кстати, тоже получила медицинское образование.

А Нина Васильевна дожила до двадцать первого века, поглядела на него, легла спать и просыпаться не стала. Она была, как и чуть не вся её семья, из породы долгожителей. Сестра её Зоя, тоже ставшая ленинградкой, труженица тыла, дожила до девяноста трёх. Брат Валерий — до восьмидесяти восьми. Нина Васильевна умерла в восемьдесят девять. В две тысячи первом году.