«Королева Марго» – один из лучших романов А. Дюма-отца. Харизматичные, запоминающиеся герои, захватывающий сюжет, политические и любовные интриги делают его привлекательным для читателей всех времен и поколений. Неудивительно, что режиссеры несколько раз обращались к этой книге, и каждый из них экранизировал ее по-своему. Отечественный зритель лучше всего знает телевизионный сериал 1997 года с Евгенией Добровольской в главной роли. К сожалению, россияне мало (или почти) незнакомы со старым французским фильмом 1954 года – очень неплохой и, безусловно, заслуживающей внимания постановкой.
Изюминка этой киноленты – звезда старого французского кинематографа – загадочная и чувственная Жанна Моро в роли Маргариты Валуа. Актриса прекрасно справилась с ролью любвеобильной королевы, кружившей голову многим мужчинам не только красотой, но и умом и обаянием. Очень хорошо смотрятся исполнители ролей Генриха Наваррского, Екатерины Медичи и Карла IX, которые словно сошли со страниц романа Дюма. Неплохо выглядят Ла Моль и его друг Коконнас, хотя первый почему-то рослый брюнет (хотя в книге несколько раз подчеркивается, что молодой граф – изящный блондин), а Коконнас – крупногабаритный мужчина. В крошечной роли мэтра Рене засветился выдающийся комик Луи де Фюнес, который в то время еще не успел превратиться в звезду французского кино.
К сожалению, не все события в книге показаны в фильме. Режиссер сделал ставку на изображение чувственной, проникновенной любви между графом де ла Молем и королевой Марго. Правда, ему удалось создать гнетущую атмосферу религиозных войн, в первую очередь, – Варфоломеевской ночи, которая окончилась резней протестантов-гугенотов католиками. Из-за ограниченного хронометража киноленты сценаристы не прописали линию отношений французского короля Карла IX и Генриха Наваррского, которая является одной из самых интересных в романе.
Фильм «Королева Марго» хорош тем, что он – типично французский и прекрасно передает дух Франции 16 века. Он явно лучше нашумевшей экранизации с Изабель Аджани, которая шокировала поклонников Дюма натурализмом и жестокими сценами. Но он уступает отечественной экранизации, которая выигрывает за счет более подробного повествования и наличия всех как основных, так и второстепенных персонажей.