Найти в Дзене
KP.RU:Комсомольская правда

Сумеречный флот против санкций: Как Россия сумела резко увеличить экспорт нефти

Оглавление
    Иностранный флот помог России увеличить экспорт нефти, несмотря на санкции  REUTERS
Иностранный флот помог России увеличить экспорт нефти, несмотря на санкции REUTERS

КРУЧУ-ВЕРЧУ, САНКЦИИ ОБОЙТИ ХОЧУ

...А теперь следите за руками. Берем разнесчастную российскую нефть - санкциями обложенную, потолком цен накрытую, европейским эмбарго измученную. Везем куда-нибудь подальше - например, в Средиземное море. Переливаем ее из одного танкера в другой - и теперь ее можно везти куда угодно и продавать за любую цену!

Про такой способ продажи российской нефти написало американское агентство Bloomberg. Отслеживая путешествия танкеров по морям-океанам, аналитики установили, что Россия «переваливает» - то есть перегружает с одного танкера на другой - рекордные объемы своей нефти. В декабре и январе уже перегрузили около 19 млн баррелей сырья, и процесс только нарастает.

Но и это еще не все. Аналитики выследили: скорее всего, в перевалке участвуют несколько иностранных супертанкеров (огромный корабль водоизмещением от 320 тысяч тонн, - Ред.). В том числе и с их «помощью» экспорт нашей нефти марки Urals растет и за неделю увеличился на 30% - до 3,8 млн баррелей в сутки. Таких цифр не было с апреля прошлого года.

- Здесь сошлись сразу два явления: ответ на санкционное давление и перестроение экспортного рынка, - объясняет Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета. - США и Европа больше не покупают нашу нефть, теперь мы ориентированы только на азиатский рынок. А это более дальние расстояния. Раньше в ту же Европу мы отвозили нефть танкерами небольшого тоннажа класса «река-море». А в Азию - например, в Индию - выгоднее и целесообразнее возить супертанкерами. За 2022 год Россия сделала все, чтобы сформировать лояльный себе флот танкеров, в том числе и супертанкеров. Это так называемый сумеречный флот. Его реальным владельцам запреты США и ЕС не страшны они и не обязаны отчитываться перед ними, куда и по какой цене везут нефть. Основная задача сумеречного флота - преодолевать потолок цены до $60 долларов за баррель и уходить от запретов по перевозке и страховке.

Схема экспорта, по словам эксперта, сейчас такова. В российском порту «черное золото» загружают в обычные танкеры. Те выходят в море и перегружают ее в супертанкеры. Потом снова возвращаются в родной порт, загружаются и обратно на перевалку. Быстро делают несколько ходок, чтобы полностью залить супертанкер. Дальше большие суда через Суэцкий канал или в обход Африки идут до покупателей.

- В сложившихся условиях это нормальная и наиболее эффективная логистика, - говорит эксперт Юшков. - И самое главное, это позволяет нам восстановить объемы экспорта нефти, которые были на начало 2022 года.

А ЧТО С ЦЕНОЙ?

Для выхода на новые рынки России приходится давать значительные скидки на нефть. В прошлом году в мае-июне дисконт доходил до $35 на каждый баррель. К декабрю снизился до $18. Теперь опять вырос.

Как объясняет Игорь Юшков, сейчас мы продаем нефть в среднем по $55 за баррель при биржевой цене в $87. Но это очень усредненная цена. Часть нефти идет с очень серьезными скидками. А другая - практически по биржевым ценам, с дисконтом всего в 7-8 долларов за баррель.

- Эта цена выше установленного потолка. Чтобы перевозить ее, нам и нужен сумеречный флот, - объясняет Игорь Юшков.

Является ли это нарушением санкций? А вот и нет. Суть «ценового потолка» такова: Евросоюз, Большая семерка и другие «недружественные» страны запрещают компаниям своих стран страховать и перевозить российскую нефть, если она продается дороже $60. А когда ее везет какой-то непонятный «сумеречный» танкер в «дружественную» азиатскую страну, то и претензий ему никто не предъявит.