80 лет назад, утром 24 января 1943 года советское командование отдало приказ о наступлении в районе Касторного и Воронежа, чтобы не допустить проникновения противника к Харькову и Курску. Так началась знаменитая Воронежско-Касторненская наступательная операция, освободившая от фашистского огня город Воронеж.
#Научныйполк
Бои за город шли долгих 212 дней. Но эти восемь дней ― с 24 января по 2 февраля ― стали переломными. Красная армия разгромила вражеские силы на этом направлении. Историки писали, что военная операция была крайне тяжелой, победу затрудняли неравные силы и неблагоприятные погодные условия: сильный мороз, глубокий снег, метель и ветер. Потерпев поражение, немецкое командование приказало взорвать Воронеж.
Город выстоял. Люди вернулись в эвакуированные институты, и уже к осени 1943 года в стены вчерашних казарм и госпиталей, размещенных в учебных корпусах, стала возвращаться наука. В рамках всероссийского проекта Минобрнауки России «Научный полк» мы продолжаем рассказывать о тех, кто вернулся с фронта с победой и стал опорой для развития вузов страны.
На здании главного корпуса Воронежского государственного лесотехнического университета имени Г. Ф. Морозова в память о тех событиях размещена табличка: «В этом здании располагался командный пункт 121-й Стрелковой дивизии 60-й армии (июль 1942 ― январь 1943)».
Тогда, в 1943 году, институт вернулся на родную землю и начал подготовку кадров для родины. Одним из тех, кто был призван на защиту Отчизны в мае 1942 года и вернулся потом в родной лестех, был выдающийся воронежский геолог Михаил Грищенко.
Про таких, как он, говорят кратко: крестьянский сын. Он родился в простой семье в деревне Александровке Воронежской губернии в 1903 году, но всю любовь к земле перенес в науку. Нашлись и знания, и упорство в труде, и сила. Он окончил институт, пошел работать в трест Курской магнитной аномалии, а вместе с тем продолжил свою научную работу. Защитил кандидатскую диссертацию Михаил Николаевич за год до войны. На фронте багаж его знаний пригодился: готовил ребят в Подольском пехотном училище, преподавал им военную топографию.
Демобилизовали ученого только в декабре 1945 года в звании старшего техника-лейтенанта. Несмотря на военные невзгоды, он продолжал научную работу и уже в победном 1945 году сумел защитить и опубликовать в трудах Академии наук СССР две статьи по вопросу инсоляции склонов. Без этого задела стала бы невозможной быстрая защита докторской диссертации. Ее он защитил по итогам первой послевоенной пятилетки.
Начиная с 1951-го вплоть до своей смерти в 1975 году профессор Михаил Грищенко возглавлял кафедру почвоведения Воронежского лесотехнического института, а также Воронежское отделение общества охраны природы, являясь горячим пропагандистом природоохранного дела.
«Освобождение Воронежа ― знаковое событие для всей воронежской высшей школы, которая была сформирована в 30-е годы прошлого века. Наш вуз, как и многие другие институты, после Великой Отечественной поднимали фронтовики! Немногословные, строгие, знающие цену времени и поступкам, они смогли в очень сжатые сроки в зданиях, опаленных войной, сформировать новые научные школы, встать во в главе кафедр и факультетов и дать стране то, в чем она нуждалась больше всего: новых специалистов, готовых к большим проектам.
Наш Михаил Грищенко ― легенда университета, профессор, которого ценили студенты, уважали коллеги… К нему всегда с особым вниманием относилось профессиональное сообщество почвоведов. Он вырастил не одно поколение профессионалов», ― рассказываетректор ВГЛТУ имени Г. Ф. Морозова Михаил Драпалюк.