Сегодня я получил такой комментарий:
Очень подробно и интересно Вы всегда пишете об итоговых экзаменах, о проблемах, и ошибках, о не подготовленных детях. Но не могли бы Вы ещё добавить цикл статей с советами о подготовке к ОГЭ. Нам на следующий год сдавать информатику и физику. Уверена, Вы, как профильный педагог, могли бы посоветовать много важного, рекомендовать ресурсы или сборники для тренировки, дать советы "бывалого". Кому-то уже в этом году сдавать, и эти статьи точно будут актуальными.
Действительно, я итак намеревался сделать цикл статей про подготовку к экзаменам, а тут такая просьба поэтому начну сегодня же.
Первая статья будет посвящена заданию, решить которое точно сможет любой выпускник и даже ученик начальных классов, который умеет вычитать и складывать в пределах 5000. Это задание №8 ОГЭ по информатике.
Обычно оно имеет примерно такой вид:
Из всех выпускников 9 класса только максимум 10% из общего количества могут решить это задание на первом пробнике.
После первой волны ОГЭ в июне, примерно 60% всех выпускников благополучно заваливают данное задание.
Почему?
1 причина непонимание, что это за И, что это за ИЛИ. Дети рассуждают так: ага, есть 3 числа, давайте с ними что-нибудь сделаем, например сложим и получают 200+256+50=306.
2 причина это то что они не умеют рисовать (поясню позднее)
3 причина - следование решениям в РешуОГЭ, а там иногда не всё понятно.
4 причина - даже если умеют рисовать, то непонимание и опять происходит срыв на механическое сложение.
Начнём с первой причины. Непонимание.
Для решения данной задачи надо уметь рисовать круги их называют кругами Эйлера, но мы не будем заумствовать и просто нарисуем круги.
Зачем?
Да чтобы понять что там за цифры в таблице написаны.
Итак два круга:
Я рисую из ВСЕГДА разным цветом на доске или интерактивной доске. Дети тоже рисуют по первости именно так.
Спрашиваешь, где тут Москва И Река.
Ну и ребёнок показывает вот Москва (зелёный кружок) И вот Река (красный кружок)
С точки зрения гуманитария всё верно. Дальше больше, если вдруг в классе кто-то вспомнит что И это логическое умножение, он обязательно скажет, мол таблица то неправильная, потому что 200 тысяч (Москва) умноженное на 256 тысяч (Река) никак не может быть 50 тысяч. Мы же мол умножаем!
Поэтому показываем что круги должны пересекаться и внутри них будет какая-то область относящаяся И к Москве И к Реке. На рисунке показана синим цветом.
К сожалению, мозг у детей работает по рефлексам Павлова. И вот такая картина их запутывает сразу же.
Ведь мы видим тут три области в которых есть числа, 200 тысяч, 50 тысяч и 256 тысяч.
И опять автоматом можно получить банальное сложение трёх чисел и ответ 200+50 + 256 = 506 тысяч.
Они ещё обижаться будут, мол вот же, круги нарисованы, чего ты учитель докопался!
Вторая причина - это неумение и нежелание рисовать, точнее не совсем неумение и нежелание, а экономность детей.
Экономные они, любят рисовать мелко.
Примерно вот так:
Поэтому всё время нужно требовать от детей рисовать круги Эйлера крупно. Особенно когда запросов не на два слова ( у нас Москва и Река), а на три.
Итак нужно добиться от детей чтобы они ясно понимали, что Дано, а Дано вот это:
Голубая чечевица это и есть Москва И Река.
Теперь надо понять что требуется найти.
А нужно найти Москва ИЛИ Река.
Как это сделать?
Я это объясняю это так, обводя штриховкой по контуру рисунок с двумя кругами, но здесь (в Корел Дро) я нажму только одну кнопку - сварка
И получу вот такую фигуру (на гитару похоже):
Которую конечно раскрашу в другой цвет, чтобы дети ясно видели, что у нас есть и что нам нужно найти, получится вот так, два круга, "чечевица" и "гитара":
Пол дела сделано. Нам нужно найти сколько же там в ГИТАРЕ!
Теперь будем решать, нет опять будем рисовать.
Нам надо найти синюю фигуру (гитару), из чего она состоит?
Она состоит из зелёного кружка Москвы и какой то фигурки от Реки, которую я всегда называю печенькой.
Итак мы получаем вот такое уравнение.
Само собой разумеется теперь нам надо найти эту самую печеньку.
А для этого нужно понять сколько от Реки "откусили":
Ура. Мы нашли теперь размер "печеньки". Подставляем в картинку выше.
95% всех задач в номере 8 ОГЭ это комбинация либо двух кружков и "чечевицы" и надо найти "гитару" (как тут), либо кружок и "чечевица" с "гитарой" и надо найти второй кружок, либо даны два кружка и "гитара" и надо найти "чечевицу".
В любом случае надо рисовать большие круги и получать "чечевицы" и "гитары".
После первого десятка самостоятельно прорешанных задач за неделю, повторить через пару недель. Для закрепления. А потом через месяц, когда они опять всё забудут. :)
Как видите эта задача только на два действия, вычитание и сложение.
Ничего сложного, но надо рисовать и разбираться с этими И (чечевица) и ИЛИ (гитара).
Как они получаются, из чего состоят.
После того как дети смогут решать задания с двумя кругами, можно переходить на три. Но это уже другая история.
Спасибо за внимание.