Найти в Дзене
Motivity

Бадди, ментор, наставник, коуч, тренер — в чём разница?

На первый взгляд кажется, что в этих терминах нет никакой разницы, но на самом деле за каждой должностью скрывается свой конкретный функционал, который может быть полезен бизнесу. Рассказываем, в чём особенность перечисленных специалистов.

Бадди — это человек, который поддерживает нового сотрудника, делится информацией о компании и помогает влиться в коллектив и корпоративную культуру. Чаще всего это сотрудник, который давно работает в компании и готов курировать новичка, чтобы тот успешно адаптировался.

Как правило, бадди фокусируется именно
на адаптации сотрудника. Он помогает избавиться от разрыва между знанием и пониманием. С бадди можно:

  • общаться на равных, получать поддержку и фидбэк;
  • обсудить успехи или сложности, которые возникли во время обучения;
  • разобрать кейс и попросить совет.


Ментор
— это специалист, который имеет богатый профессиональный опыт и делится им с менее компетентным сотрудником. Обычно человек обращается к ментору, когда уже самостоятельно испробовал все возможные варианты или хочет узнать больше о направлении, в котором планирует развиваться.

Ментор правильно сформулирует запрос, подскажет дальнейшие шаги, замотивирует и направит на путь, где можно найти полезные материалы и информацию. Благодаря ментору можно:

  • сформировать конкретную проблему, обсудить трудности и варианты решения;
  • конкретизировать запросы и структурировать направления развития;
  • составить карьерный план.


Наставник
— это опытный специалист, который курирует профессиональную деятельность сотрудника, не имеющего опыта работы. Он помогает организовать учебный процесс эффективно, а именно:

  • передаёт практические знания и умения, чтобы специалист овладел нужными компетенциями;
  • объясняет цели работы, служит примером и даёт оценку выполненным задачам;
  • учит использовать новые знания на практике, правильно ставить вопросы и искать на них ответы без чужой помощи.


Коуч
— это специалист, который раскрывает потенциал человека и помогает ему добиться определённой цели. Обычно к коучу обращаются с конкретным запросом, но он не делится своим опытом, а выстраивает диалог так, чтобы сотрудник нашёл ответы в собственных внутренних ресурсах.

Коуч будет полезен, если:

  • цель определена, но нет понимания, как её достичь;
  • чувствуется внутренний дискомфорт и неудовлетворённость собой;
  • вы не знаете, какое решение принять в той или иной ситуации.


Тренер
— это профессионал, который помогает решить конкретную проблему: например, улучшить продуктивность сотрудников, вывести компанию из кризиса или увеличить прибыль за определённый срок. Для этого он использует эффективные техники и инструменты.

Тренер может быть полезен, когда нужно:

  • получить и закрепить определённый навык;
  • совершенствовать мастерство специалиста;
  • развить функциональные возможности персонала.


Какие бы функции не выполняли эти специалисты, все они делают одно важное дело — помогают сотрудникам и поддерживают их в развитии, обучении и адаптации.