Луиза – Каролина – Альберта, принцесса Британская, герцогиня д Аргайл. Мятежница из королевского дома, энергичная и непокорная красавица, которую ее мать, всесильная королева Виктория, пыталась не то усмирить, не то приручить, не то принять такой, какою она была.
С самого детства шестой ребенок королевской четы и четвертая дочь принца Альберта и королевы Виктории слыла непоседой. Девочка родилась в бурном 1848 году, 18 марта, в тот момент, когда революционные мятежи сотрясали Европу.
Королева Виктория с самого младенчества предрекала дочери оригинальность жизненной дороги и не ошиблась. Карандаш и лист бумаги в руках девочки близкие увидели раньше, чем она выучила первые буквы.
Маленькая Луиза любила играть со своими сестрами и братьями, шустро лазала по деревьям, носилась по саду с мячом, а став постарше, вместе с отцом и старшими братьями раскрашивала деревянные шахматы, лепила из воска фигурки животных, всерьез занималась языками и игрою на нескольких музыкальных инструментах, запоминала на слух народные баллады и песни….Детей воспитывали в строгости и скромности, закаляли, учили азам домоводства и ухода за садом, но своенравная Луиза прилежно изучала не только шитье и танцы с нотами.
Мать - королева, впервые в истории, невзирая на свой глубокий траур по безвременно ушедшему супругу, позволила талантливой дочери посещать в качестве вольной слушательницы Национальную художественную школу, ставшую впоследствии Королевским колледжем искусств, где под тщательным руководством педагогов Луиза изучала основы скульптуры, академического рисунка, историю живописи, курс анатомии человека, о чем свидетельствуют ее учебные рисунки и наброски.
Луиза и жениха выбрала для себя сама, встретив на одном из балов Джона – Дугласа Кемпбелла, маркиза де Лорна, будущего герцога де Аргайла. Он был красив, энергичен, увлекался охотой, спортом, и мог поддержать разговор на любую тему. Маркиз также хорошо играл в шахматы и с большой охотой сопровождал принцессу на все придворные рауты и концерты.
Свадьба принцессы Луизы и маркиза де Лорна состоялась 21 марта 1871 года и повергла британцев в изумление, так как красавица Луиза была первой принцессой, вышедшей замуж за шотландца и, может быть, в чем-то снова дерзнувшей перечить воле матери. Ходили слухи, что Луизу прочили в невесты прусскому принцу. Но тот ей совсем не понравился.
Еще ходили слухи, что у принцессы был любовник – скульптор, маэстро Фредерик де Бом, а от него - внебрачный сын, отданный в чужую семью при помощи придворного врача. Но слухи эти ничем не подтверждались, хотя на основе их теперь выходят книги и статьи, вносящие сомнительный оттенок в биографию блестящей красавицы, что и сама по себе была для Британии уникальным явлением.
Леди Луиза и маркиз Джон Лорн прожили вместе сорок три года, до самой смерти герцога. На людях держались безупречно, проявляя взаимный интерес и уважение друг к другу. Они выглядели гармоничной парой.
Детей в браке не было и это обстоятельство очень сильно огорчало Луизу.
Самыми счастливыми годами брака Луиза называла свое пребывание в Канаде, куда ее муж был отправлен в качестве вице короля (губернатора), по протекции премьер министра Дизраэли. Назначение поддержала королева Виктория.
В Оттаве супруга губернатора энергично обустраивала новое жилище, принимала участие во всех публичных мероприятиях, освоила катание на коньках и в санях, активно занималась защитой женских прав, состояла в переписке с деятельницами искусства и литературы (Элизабет Гаскелл), много переводила, устраивала публичные концерты, выставки, спортивные состязания. При участии губернаторской четы была открыта королевская школа искусств в Монреале, художественный музей.
Луиза охотно помогала развитию женского образования, в частности, на ее личные средства был открыт ряд школ, где могли учиться девочки не только из богатых семей, но и из среднего класса. Джон Лорн поддерживал свою жену в ее начинаниях, но при этом запрещал ей выступать с речью на публике, даже в организациях, которые она поддерживала, написанные Луизой речи читал сам герцог, она же молча стояла рядом. Продолжала Луиза и интересоваться искусством. Она была знакома и общалась с такими художниками, как Фредерик Лейтон и Джон Милле.
В 1900 году умер отец Джона и титул герцога Аргайльского перешел к нему. Луиза теперь именовалась герцогиней Аргайльской. К этому времени Джон полностью ушел в политику, хотя его карьеру едва ли можно назвать удачной. Помимо этого, он много писал и переводил. Луиза продолжала поддерживать благотворительные организации. После возвращения из Канады она очень сблизилась с младшими сестрами - Хеленой и Беатрис, а также подружилась с мужем Беатрис, Генри Баттенбергским. Ходили слухи о романе, о мести сестре, но подтверждения всему этому опять не нашлось.
С 1900 гг. здоровье герцога начало тихонько сдавать. Луиза самоотверженно за ним ухаживала. В 1914 году герцог Лорн заболел пневмонией, а 2 мая 1914 года его не стало. Все это время Луиза была рядом с ним. Герцогиня пережила мужа на 25 лет.
Она умерла в начале Второй Мировой Войны, в ноябре 1939 года, в возрасте 91 года. Луиза завещала кремировать себя, королевская семья и династия Лорн отнеслись к такому решению прохладно, но не посмели никак нарушить волю неукротимой принцессы – герцогини.
Прах герцогини захоронен на территории усадьбы Фрегмор. В честь урожденной принцессы британской названы озеро и провинция в Канаде, ее имя носит также Королевский колледж искусств.
Все картины и скульптуры принцессы Луизы – Каролины – Альберты Британской, герцогини Аргайл, маркизы Лорн являются национальным достоянием страны.
Стоит также отметить, что в своих картинах августейшая художница стремилась достичь тонкости и совершенства в передаче внутреннего психологического состояния персонажей, верности в отражении е всех оттенков света и тончайшего наложения красок на полотно. Ее картины и рисунки навсегда сохранили свежесть и энергичность мазка, а скульптуры - плавность и твердость линий.
Еще уместно будет сказать, что до самой глубокой старости герцогиня сохранила ясность ума, твердость суждений и охоту к прогулкам на свежем воздухе… Дама Луиза держала себя всегда приветливо, но с несокрушимым и изящным достоинством. Это, конечно, удивляло многих, но приходилось принимать манеру поведения августейшей особы. как должное. Она ведь прочно соединяла в себе две эпохи, два века, две вехи истории: пышное и строгое викторианство и современность. И все отлично уживалось друг с другом.