Найти тему
ГалопомПоЕвропам

«Только б тонкой касаться руки и волос твоих цветом в осень...» Августа Миклашевская: единственная любовь Есенина, оставшаяся безответной

Тёмным угрюмым днём 28 декабря 1925 года в запертом номере гостиницы «Англетер» был найден мёртвым, с петлёй из разорванной простыни вокруг шеи, поэт Сергей Есенин.

Его, красивого и бесшабашного, всегда любили женщины, и он их любил: ярко, страстно, порывисто и… недолго.

Единственной женщине, которая не ответила Есенину взаимностью, о его смерти сообщили по телефону. Именно Августе Миклашевской были посвящены одни из самых проникновенных стихотворений цикла «Любовь хулигана».

Сергей Есенин и Августа Миклашевская встретились в августе 1923 года. Брак поэта с Айседорой Дункан трещал по швам, сердце его свободно – мог ли он устоять перед той, о которой говорили: «Красоты непомерной!»

«Большие карие глаза, прямой нос. Чудный маленький рот, ничего броского», – так описывала внешность Гути Миклашевской Анна Никритина
«Большие карие глаза, прямой нос. Чудный маленький рот, ничего броского», – так описывала внешность Гути Миклашевской Анна Никритина

Их познакомила коллега Августы по Камерному театру, супруга поэта-имажиниста Анатолия Мариенгофа Анна Никритина. Сергей бросил на Августу быстрый и, казалось бы, мимолётный взгляд, но с того самого момента думать ни о ком другом уже не мог.

О жгучей брюнетке с бездонными, тёмными, как смородина, глазами, обольстительной улыбкой и гибким станом судачили, что она разбила не одно сердце. Дворянка, одна из двенадцати детей Леона (Леонида) Сергеевича Спирова, эта очаровательная девушка получила хорошее образование и обучалась в театральной школе при Ростовском драматическом театре.

К моменту судьбоносной встречи с Есениным тридцатидвухлетняя Августа – мать пятилетнего сына, она одинока и независима. Брак с сыном ростовского нотариуса Иваном Сергеевичем Миклашевским быстро превратился в формальность, поскольку, не прожив с мужем и года, Августа отправилась в Москву продолжать обучение актёрскому мастерству.

«Большая, статная. Мягко покачивались бёдра на длинных ногах. Не полная. Не тонкая. Античная, я бы сказал. Ну, Афродита, что ли. Голова, нос, рот, уши – точёные. Волосы цвета воробьиного крыла. <…> Глаза, поражающие в своём широком и свободном разрезе, безукоризненном по рисунку. Негромко говорила, негромко смеялась. Да нет, пожалуй, только пленительно улыбалась». Из воспоминаний Анатолия Мариенгофа об Августе Миклашевской
«Большая, статная. Мягко покачивались бёдра на длинных ногах. Не полная. Не тонкая. Античная, я бы сказал. Ну, Афродита, что ли. Голова, нос, рот, уши – точёные. Волосы цвета воробьиного крыла. <…> Глаза, поражающие в своём широком и свободном разрезе, безукоризненном по рисунку. Негромко говорила, негромко смеялась. Да нет, пожалуй, только пленительно улыбалась». Из воспоминаний Анатолия Мариенгофа об Августе Миклашевской

Вскоре молодая актриса увлеклась танцовщиком и балетмейстером Большого театра Львом Лащилиным, которого режиссёр Камерного театра, знаменитый Александр Таиров пригласил в качестве репетитора. Да какое там «увлеклась!» По признанию самой Августы Леонидовны – «совсем потеряла голову». Невзирая на то, что Лащилин был несвободен, отважилась на решительный шаг: «Как-то я сказала Лащилину, что хочу иметь ребёнка. Его ребёнка, а не вообще…» Тот не отговаривал Августу, однако заметил, что ей трудно будет поднимать малыша одной. «Тебя это не должно касаться. Ребёнок станет только моим», – ответила она.

Сын Игорь появился на свет 30 мая 1918 года, однако Лащилин, в отличие от возлюбленной, уладившей все формальности с бывшим мужем, вовсе не собирался разводиться с женой. Мальчик получил отчество Львович, но фамилию Миклашевский, против чего Лев Лащилин совсем не возражал.

Лев Александрович Лащилин
Лев Александрович Лащилин

Вероятно, Сергей Есенин, имевший бешеный успех у женщин и никогда не встречавший отказа, был уверен в том, что завоюет внимание Августы. Хотя… Кто знает, что скрывалось за внешней бравадой и самоуверенностью русоволосого бунтаря.

Несмотря на кажущуюся открытость, настоящих друзей у Есенина не было. Всё сводилось к разгульному веселью в ресторанах, где приятели были не прочь покутить за его счёт.

«Как-то сидели в отдельном кабинете ресторана «Медведь» Мариенгоф, Никритина, Есенин и я, – вспоминала позднее Августа Леонидовна. – Он был какой-то притихший, задумчивый… – Я буду писать вам стихи. Мариенгоф смеялся: – Такие же, как Дункан? – Нет, ей я буду писать нежные… Первые стихи, посвященные мне, были напечатаны в «Красной ниве».

О знакомстве с Есениным сама Августа Леонидовна вспоминала так: «Познакомила меня с Есениным актриса Московского Камерного театра Анна Борисовна Никритина, жена известного в то время имажиниста Анатолия Мариенгофа. Мы встретили поэта на улице Тверской. Он шёл быстро, бледный, сосредоточенный. Сказал: «Иду мыть голову. Вызывают в Кремль» ("мыть голову" по-есенински означало "пойти к парикмахеру" – прим. автора). У него были красивые волосы – пышные, золотые. На меня он почти не взглянул»
О знакомстве с Есениным сама Августа Леонидовна вспоминала так: «Познакомила меня с Есениным актриса Московского Камерного театра Анна Борисовна Никритина, жена известного в то время имажиниста Анатолия Мариенгофа. Мы встретили поэта на улице Тверской. Он шёл быстро, бледный, сосредоточенный. Сказал: «Иду мыть голову. Вызывают в Кремль» ("мыть голову" по-есенински означало "пойти к парикмахеру" – прим. автора). У него были красивые волосы – пышные, золотые. На меня он почти не взглянул»
Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф
Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз златокарий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Между тем молодая актриса, дивной красоты которой, казалось, не могли коснуться житейские бури, переживала не самый простой период своей жизни. Камерный театр в 1923 году отправился на длительные зарубежные гастроли. Таиров не разрешил Августе взять с собой сына, а оставить его было не на кого. Миклашевская продолжала числиться в труппе, но осталась без ангажемента и, как следствие, без заработка.

Однажды вечером у соседа Августы, молодого режиссера Фореггера, гостил Владимир Маяковский. Он неожиданно постучал к ней под предлогом необходимости позвонить по телефону. Окинув взглядом, спросил «Вы Миклашевская?» И, получив утвердительный ответ, протянул: «Да…» Телефоном Маяковский так и не воспользовался. Он просто был наслышан о поразительной красоте Миклашевской от Есенина и хотел взглянуть на неё
Однажды вечером у соседа Августы, молодого режиссера Фореггера, гостил Владимир Маяковский. Он неожиданно постучал к ней под предлогом необходимости позвонить по телефону. Окинув взглядом, спросил «Вы Миклашевская?» И, получив утвердительный ответ, протянул: «Да…» Телефоном Маяковский так и не воспользовался. Он просто был наслышан о поразительной красоте Миклашевской от Есенина и хотел взглянуть на неё

Она устроилась в ночное кабаре с ироничным названием «Нерыдай», ожидая возвращения театра с гастролей. Однако, когда труппа вернулась в город, Августа не нашла свою фамилию в списках исполнителей, занятых в репертуаре нового сезона: Таиров не простил ей «отступничества». Ничего не выясняя, гордая актриса подала заявление на увольнение.

В это время артистическая Москва полнилась слухами о любви Есенина: «Мартышка (такое прозвище закрепилось за Никритиной) уже пристраивает к нему в невесты свою подругу Августу Миклашевскую. Актрису из Камерного. Записную красавицу».

А Есенин и Миклашевская часами бродили по Москве, ездили за город, где подолгу гуляли. «Была ранняя золотая осень. Под ногами шуршали желтые листья… «Я с вами как гимназист…» – тихо с удивлением говорил мне Есенин и улыбался. <…> Он мог часами сидеть смирно возле меня», – писала Августа в своём дневнике.

-8
По-смешному я сердцем влип,
Я по-глупому мысли занял.
Твой иконный и строгий лик
По часовням висел в рязанях.

Я на эти иконы плевал,
Чтил я грубость и крик в повесе,
А теперь вдруг растут слова
Самых нежных и кротких песен.

Не хочу я лететь в зенит,
Слишком многое телу надо.
Что ж так имя твое звенит,
Словно августовская прохлада?

Они встречались всё реже, каждый проживал свою жизнь и свою судьбу. «Я понимала, что переделывать его не нужно! Просто надо помочь ему быть самим собой. Я не смогла этого сделать. Слишком много времени приходилось тратить, чтобы заработать на жизнь моего семейства. О моих затруднениях Есенин ничего не знал. Я зарабатывала концертами. Мы продолжали встречаться, но уже не каждый день. Начались репетиции в театре «Острые углы», – вспоминала Миклашевская.

-9

Потом Есенин долго лежал в больнице с повреждённой рукой, уезжал из Москвы по делам… Вернувшись и проезжая на извозчике, случайно увидел Августу, соскочил, подбежал к ней: «Прожил с вами уже всю нашу жизнь. Написал последнее стихотворение:

Вечер чёрные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?

Как всегда тихо прочитал всё стихотворение и повторил: «Наша жизнь, что былой не была…»

Читайте также:🥀

«Мне хотелось встать и пойти за ним, – винила себя в разрыве Августа, – всё равно куда. Я передержала какую-то минуту, другую и поняла, что опять что-то бессмысленно сломала в себе…»

В ноябре 1925 года Августа Миклашевская и Сергей Есенин виделись в последний раз. В декабре раздался тот самый телефонный звонок: ей сообщили, что Есенина не стало. «Всю ночь мне казалось, что он тихо сидит у меня в кресле, как в последний раз сидел».

«Я видела, как ему трудно, плохо, как он одинок. Понимала, что виноваты и я, и многие ценившие и любившие его. Никто из нас не помог ему по-настоящему. Он тянулся, шёл к нам. С ним было трудно, и мы отходили в сторону, оставляя его одного». Из воспоминаний Августы Леонидовны Миклашевской «Встречи с поэтом», опубликованных в 1965 году, [11, c. 355]
«Я видела, как ему трудно, плохо, как он одинок. Понимала, что виноваты и я, и многие ценившие и любившие его. Никто из нас не помог ему по-настоящему. Он тянулся, шёл к нам. С ним было трудно, и мы отходили в сторону, оставляя его одного». Из воспоминаний Августы Леонидовны Миклашевской «Встречи с поэтом», опубликованных в 1965 году, [11, c. 355]

Августа Леонидовна Миклашевская пережила Есенина на долгих 52 года и скончалась в возрасте 86 лет 30 июня 1977. На похоронах звучали бессмертные строки, пережившие и того, кто их написал, и ту, которой они были посвящены:

Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.

Чужие губы разнесли
Твоё тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.

Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только жёлтый тлен и сырость.

Ведь и себя я не сберёг
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.

Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берёз изглоданные кости.

Вот так же отцветём и мы
И отшумим, как гости сада...
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.
Августа Леонидовна Миклашевская в своей квартире, 1976 год
Августа Леонидовна Миклашевская в своей квартире, 1976 год

Последняя воля Августы Миклашевской «Тело сжечь, а пепел развеять по лугам и лесам» была исполнена только наполовину. Прах прекрасной есенинской Музы нашёл последнее пристанище в колумбарии Ваганьковского кладбища.

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается.

-12
Как-то раз Есенин зашёл к Августе домой, на улицу Качалова, 21. У неё был болен сын. «Я сидела возле его кроватки. Поставила ему градусник и читала вслух. Вошёл Есенин и, когда увидел меня возле моего сына, прошёл тихонько и зашептал: – Я не буду мешать…Сел в кресло и долго молча сидел, потом встал, подошёл к нам: – Вот всё, что мне нужно, – сказал шёпотом и пошёл»
Как-то раз Есенин зашёл к Августе домой, на улицу Качалова, 21. У неё был болен сын. «Я сидела возле его кроватки. Поставила ему градусник и читала вслух. Вошёл Есенин и, когда увидел меня возле моего сына, прошёл тихонько и зашептал: – Я не буду мешать…Сел в кресло и долго молча сидел, потом встал, подошёл к нам: – Вот всё, что мне нужно, – сказал шёпотом и пошёл»
-14