История бега уходит своими корнями в античные времена. По легенде греческий воин Фидиппид пробежал от местечка Марафон до Афин с вестью о победе над персами. Расстояние равнялось примерно 40 километрам и с тех пор 42,195 км — это длина современной марафонской дистанции.
Если посмотреть на списки победителей всех престижных марафонов планеты, включая Олимпийские игры, то явно заметен перекос в сторону темнокожих спортсменов. И не просто африканцев, а именно кенийцев. Кения — гористая страна, расположившаяся в восточной части континента. Почему именно она дала миру так много чемпионов в беге и продолжает их штамповать, словно некий марафонский конвейер? Почему не соседняя Уганда с Танзанией, не Конго с Руандой, лежащие на той же широте, а именно Кения?
Эволюция по другому пути
Начать стоит с того, что темнокожие действительно бегают лучше белых и этот факт никто не ставит под сомнения. Различия тут эволюционные и связаны с естественным отбором. Условно говоря, в Африке он проходил по принципу: "кто сможет быстрее угнаться за носорогом". В то время как у бледнокожих соседей с других континентов главным стало умение выжить в неприветливом климате.
Однако эволюция зашла не столь далеко, и физические различия между европеоидами и негроидами не такие заметные. У последних расположение центра тяжести тела немного выше, чем у белых, кости чуть уже и плотнее, а конечности длиннее. Все это в целом дает небольшую прибавку в скорости бега — всего-то 1,5%. Цифра ничтожная для среднего человека, но не для марафонца.
Вороватое племя
Это что касается черных в общем. А теперь про Кению в частности. В этой стране проживает много этнических групп, но самое известное и титулованное по марафонским медалям — племя календжин, которое составляет 12% населения всей страны. Их особенность в том, что они больше всего преуспели в беге за условными носорогами.
Календжин — скотоводы-кочевники. Однако они не выращивали коров и не пасли их на пастбищах, как это делали их соседи. Они привыкли воровать скот. Но похищать овечек и телят у своих соседей было чревато неприятными последствиями — скотокрадов вычисляли и нещадно били. Тогда календжинцы стали поступать по-другому. Они начали воровать животных у других, более отдаленных племен. Из-за этого получалось так, что типичный вор из племени календжин сначала наворачивал по горам и холмам десятки километров, а потом столько же с какой-нибудь овечкой под мышкой.
Скотокрадство у календжинцев приняло такой размах, что прочно вошло в их культуру и стало даже неким жизненным кредо. Если ты к своим 20 годам не обобрал несколько далеко живущих племен, то никакая девушка даже не посмотрит в твою сторону, не говоря уже о семье с неудачником. И вот он во всей красе естественный отбор — семьи создавались с выносливыми бегунами, что укрепило генетическую предрасположенность жителей к бегу да длинные дистанции. И поэтому когда цивилизация дошла до календжинцев, дистанция в 40 километров оказалась для них пустяковой прогулкой.
Не только генетика
Но это только одна составляющая природной способности кенийцев (точнее, календжинцев) к бегу. Другая заключается в том, что живут они постоянно на высоте около 2000 метров. Там у них пастбища, дома, и от рождения до старости иные кенийцы могут даже не спускаться в долины. В таких условиях они привыкли дышать разряженным воздухом с малым содержанием кислорода. Организм адаптировался к этому, и когда профессиональный бегун-кениец спускается с гор в долину, в условия, где кислорода достаточно, его организм получает мощный толчок и "второе дыхание".
И третья составляющая марафонского успеха — питание. Календжинцы живут в области, которая благоприятна как для животноводства, так и для земледелия. Поэтому их рацион сбалансирован по питательным веществам.
Вот вам и три части успеха — генетика, среда обитания и питание. И, разумеется, тренировки. В Кении бег на длинные дистанции — это национальный вид спорта, все равно что футбол в Бразилии. В этой стране концентрация бегунов на квадратный километр больше, чем где-либо. Тренироваться начинают с малых лет и нередко в городах или на трассах можно увидеть бегущую семью — маму, папу и ребенка лет шести.
Кенийцы отличаются довольно простым подходом к бегу. По их мнению, чтобы стать чемпионом, достаточно просто начать бегать. При этом не стоит обвешивать себя датчиками и ежечасно смотреть в умные приложения на телефоне, как это делают европейцы. Надо просто прислушиваться к своему телу. Организм лучше любого гаджета и врача сообщит об изменениях, которые происходят в организме и трудностях, сопутствующих тренировкам.
Вот такая вот эволюция, которая провела народ одной страны от пробежек за чужим скотом, к грозди олимпийских и прочих не менее престижных наград.
Кения знаменита не только своими бегунами-марафонцами. Есть в этой стране и некая аномальная зона, где с одной стороны живут дружелюбные крокодилы, а с другой пропадают люди 👇:
(При написании статьи использовалась информация сайтов: the-challenger.ru; marathonec.ru; kenya-info.me)
P.S. Подписывайтесь на канал и ставьте лайк.