Большинство историков Великой Отечественной Войны сходятся в одном: без Дороги Жизни Ленинград бы не выдержал блокаду. Она спасла жизни людей, когда были отрезаны все сухопутные пути сообщения с городом.
Строительство дороги прямо на льду – это подвиг людей, который важно помнить. В этой статье мы немного поговорим о структуре Дороги Жизни и расскажем 4 факта, которые до сих пор удивляют.
Как была устроена «Дорога»
Дорога Жизни была маршрутом обеспечения Ленинграда и шла по Ладожскому озеру. На правой стороне Ладоги - на станциях Кобона, Коса и Лаврово – были пункты снабжения грузовиков и кораблей. На левой стороне был Осиновецкий порт. Оттуда грузы по суше отвозили в Ленинград.
Между ними – 30 километров льда зимой и воды летом.
Это была не просто трасса, а целая инфраструктура. По Дороге Жизни шла линия электропередачи, телеграфная связь, а летом 1943 года там построили подводный трубопровод.
20 ноября 1941 года на лёд Ладожского озера спустился... Нет, не грузовик. Обычный конно-санный обоз из 350 упряжек! Именно он первым проверил маршрут и привёз 63 тонны муки. 22 ноября спасать Петербург поехала уже колонна из 60 машин.
Узнать больше о жизни блокадного Ленинграда можно вместе с экскурсией «Прогулок». Вы увидите Блокадный храм, дом девочки блокадницы Тани Савичевой, а в конце посетите Пискарёвское кладбище. Вас ждёт много интересных и важных историй. Записывайтесь, мы ждём вас.
Факт №1. Как ленинградские ученые опередили время
В первые месяцы работы Дороги много грузовиков уходило под лёд. Иногда причина была необъяснима.
Для измерения колебаний льда учёный Наум Рейнов создал «прогибограф». На тот момент это было уникальное устройство, которое дало понять – проблема в резонансе.
Когда скорость грузовика совпадала со скоростью воды под льдом, он проваливался. Были даже случаи, когда тонула легковая машина, а грузовик рядом – нет.
Фатальной оказалась стабильная скорость в 35 км/ч.
Факт №2. Зачем водители ехали с открытой дверью
Это один из самых известных фактов о Дороге Жизни. Она была настолько опасной, что водителям приходилось ехать с открытой дверью.
Причина была проста – водители могли быстро выпрыгнуть из грузовика в случае провала льда.
После открытия в ноябре 1941 года трасса работала до 24 апреля 1942. К тому моменту толщина льда была всего 10 см. Для безопасного проезда машины нужно было в два раза больше.
Ещё, чтобы не заснуть, водители привязывали к кабине котелки, которые били их по голове.
Факт №3. По льду ходили даже танки
Ленинград во время блокады оставался городом, где производили вооружения. Так, на заводе им. Карла Маркса производили «Катюши», а в 1942 году разработали аналог немецких реактивных снарядов. Самой важной поставкой были тяжёлые танки серии КВ.
Был только один способ переправить их в другие части страны – Ладога.
Чтобы переправить танк, с него снимали башню и привязывали её к саням. Облегчённый танк тащил за собой сани и проходил Дорогу Жизни. Это был огромный риск, но другого выхода не было.
Факт №4. Как по трассе везли мандарины на Новый Год
Одним из самых удивительных фактов о Дороге Жизни до сих пор остаётся рейс 390-го автомобильного батальона. Он вез мандарины и ёлки, чтобы устроить праздник детям на Новый Год 1941-1942.
Эти товары не были важнее муки, но стали маленьким чудом для детей и всего Ленинграда.
Блокадник Василий Воскобойников в 2018 году вспоминал, что это был первый раз, когда он увидел экзотический фрукт. Многие дети тогда были удивлены необычному продукту.
Это событие было также отражено в дневниках у Юры Байкова и Павла Данилова.
Вместо завершения. Воспоминания блокадника
Блокада Ленинграда остаётся самым трагическим моментом в истории города. Дорога жизни, в свою очередь, остаётся символом бесконечного героизма.
В конце мы приведём отрывок из дневника учителя и литератора Александра Бардовского. Он умер от голода 20 января 1942 года.
«Я не историк и не могу претендовать на глубокие знания истории, но все же читал много исторической литературы, и мне кажется, положение Ленинграда и ленинградцев не имеет претендентов в истории»
Записывайтесь на нашу экскурсию, чтобы узнать больше о том, как Ленинград пережил блокаду. Даты – 28 января и 23 февраля. Подписывайтесь на канал и не забывайте ставить лайки. Мы ценим это.
Автор статьи – Прохор Торбин