Я так часто офигеваю с животных, что пора создать для этого отдельную рубрику!
Наслаждайтесь, перед вами - аппендикулярия. Это сантиметровое полупрозрачное существо. Смотрим на вторую картинку и видим 3 основные части - длиннющий хвост, тело с ротовым отверстием и какой-то мешок, тот самый "червеобразный отросток". В целом, по картинке видно, что хвост зверька плоский, как у бобра, причём широкой стороной смотрит на тело. Внутри - хорда (бесклеточная, как и у асцидий - просто жидкость в упругой оболочке), над ней - нервный тяж, вокруг - мускульные волокна. В сумме вся эта структура осуществляет ундуляционные движения по синусоиде в направлении вверх-вниз (от undula - волна), НО есть нюанс) Хвост расположен ровно под телом, то есть как бы поджат, а значит, животное плывёт задом наперёд. Всю жизнь. Механизм простой: за счёт несжимаемости хорды красотка не складывается при сокращении мышц, как червяк. А волна нервного возбуждения, запускающая сокращение, пробегает последовательно от начала хвоста к концу, вызывая продвижение "фронта" волны (самого изгиба) вдоль хвоста. С точки зрения физиологии я бы предположила, что дело здесь в разной степени рефрактерности клеток мышц или нейронов к возбуждению - сигнал подходит сразу ко всем клеткам, но реагируют они по очереди из-за внутренней задержки. Теперь обратимся к физике: пробегающая волна давит на воду в том направлении, в котором возбуждает клетки, а значит, согласно Ньютону, сила противодействия воды, равная силе действия на неё хвоста, будет толкать животное в противоположную ходу сокращения волокон сторону. Проще говоря, попой вперёд. Но у аппендикулярии нет ничего, что позволяло бы ощущать неловкость из-за этого.
Теперь посмотрим на тело. Про рот мы уже знаем, дальше от него по классике глотка с парой жаберных щелей, затем желудок (довольно хорошо оформленный), кишечник и клоака. Есть сердечная трубка, над глоткой красуется один-единственный нервный ганглий - он командует половым клеткам, когда созревать и готовиться к выходу. Также именно от него отходит нервный тяж хвоста, который, кстати, тоже заканчивается ганглием. За ощущение себя в пространстве, осознание угла поворота и ускорения отвечает статоцист - своеобразный грибок. Его шляпка тяжелая, имеет включения соединений кальция, благодаря чему при ускорении животного в одну сторону сила инерции смещает "шляпку" в противоположную, сгибая "ножку". Я тащусь с такого простого и изящного механизма.
Осталось рассмотреть мешок. В нём плотно упакованы все виды половых желёз: два семенника и яичник. Да, аппендикулярии - гермафродиты, но не простые, а протандрические, из-за чего самооплодовторение невозможно. Протос - первый, андрос - мужчина. То есть мужские половые клетки созревают первыми и сразу выходят наружу. Спустя какое-то время созревают уже яйцеклетки. Они оплодотворяются пришедшими извне сперматозиодами прямо в теле будущей матери, и там же развиваются личинки. На самом деле, это самая грустная часть истории. Выход сперматозоидов никак на зверька не влияет, но выход личинок так сильно рвёт животное, что оно погибает. RIP. Личинки не отличаются от взрослых особей и, видимо, являются апгрейдом личинок асцидий, которые научились размножаться. Называется такая магия неотенией.
Как и другие оболочники, аппендикулярия умеет выделять некие субстанции всем телом, но делает это исключительно изящно - образует вокруг себя просторнейший дом из слизи (до 9 см!), как видно на 1 картинке. Так как слизь хорошо пропускает воздух, то дышать аппендикулярия может всей поверхностью тела. В домике есть два окошка с решетчатыми фильтрами из густой слизи напротив заднего конца (так мельчайший планктон может пройти внутрь, а более крупные организмы нет), а также полноценное отверстие напротив рта и кончика хвоста. Биение хвоста выгоняет воду из домика, понижает давление внутри --> через зарешёченные окошки вода постоянно "засасывается" внутрь. Но есть проблема - точка поступления пищи сзади, а рот спереди. Оказывается, что вода из-за биения хвоста движется, как мы уже поняли, от заднего конца к переднему, а там взвешенные и пригодные в пищу частицы оседают на особых нитях более густой слизи, тянущихся от парадного отверстия домика ко рту под углом, а после под действием силы тяжести сползают прямо в рот. Но примерно раз в сутки решётчатый фильтр забивается всякой ерундой, аппендикулярия перестаёт получать свежую воду и поступает радикально: одним движением хвоста она разбивает дом, выходит на волю и уже через час-два достраивает себе новый. Хвост здесь работает как демолятор (только что загуглила), он же шар-баба в народе для сноса зданий)) Можно провести аналогию с линькой, но ведь аппендикулярия же не покров сбрасывает, а домик, да ещё и сама его каждый день заново возводит. Поистине уникальное создание. Естественно, дом служит для защиты - ведь перед тем, как добраться до начинки, нападающему придётся отплёвываться от мерзкой слизи, но если он окажется слишком навязчивым, начинка сбежит через парадный выход.
Напоследок полюбуемся творениями аппендикулярии Харон - по имени перевозчика душ умерших через Стикс. Всё-таки биология - лучшее место для выражения собственной поэтичности.
Источники: курс лекций Корзуна Л.П. "Зоология позвоночных"; википедия, https://paleontol.ru/, https://zooclub.ru/; R. E. Sherlock et al., 2016. The first definitive record of the giant larvacean, Bathochordaeus Charon, since its original description in 1900 and a range extension to the northeast Pacific Ocean