Во второй половине XX века становилось очевидным слабая защищённость северных границ Российской империи. Действия английских кораблей в Баренцевом и Белом морях в 1854-55 годах показали не готовность России защищать свои северные территориальные воды. Также с каждым десятилетием стали усиливаться браконьерская деятельность иностранных рыбаков и зверобоев, которым российские охранные корабли, в следствии малочисленности и технической отсталости, не могли противостоять. В 80х годах 19 столетия появилась новая угроза. Немцы, которых рассматривали как потенциальных врагов, строили Кильский канал стремясь выйти в Северное море. Это сооружение в случае военных действий давало противнику доступ к Баренцевому морю с возможностью нападения на северные российские земли. Исходя из этих угроз, возникло предложение создать на Мурманском берегу военно-морскую базу с незамерзающим портом. Это так же давало возможность противостоять Великобритании в зимнее время, когда Балтийский флот скован льдами. Эту идею поддержал император Александр III. С целью поиска подходящего места в Архангельскую губернию (Кольский полуостров исторически был частью архангельских земель) в 1894 году отправился министр финансов Российской империи граф Сергей Витте. Министр определил местом для строительства порта Екатерининскую гавань. В воспоминаниях граф передавал свои восхищение увиденным: «Такой грандиозной гавани я никогда в своей жизни не видел; она производит ещё более грандиозное впечатление, нежели Владивостокский порт и Владивостокская гавань». К сожалению, Российская империя не имела достаточно средств на строительство военной базы и содержания нового флота. Новый правитель страны, император Николай II, отклонил проект назвав его "легкомысленным". И если проект военной базы был загублен, то идея о незамерзающем порте жила и 8 апреля 1896 года было принято решение построить на берегу Екатерининской гавани коммерческий порт и уездный город Александровск-на-Мурмане. Уже летом того же года началось строительство. Руководство за возведением города и порта было возложено на главу Архангельской губернии Александра Платоновича Энгельгардта. Через год там уже стояли 30 общественных зданий и больница. В 1898 году в новый город из Колы было переведено уездное управление.
Город строился полностью за счет государственной казны и под пристальным внимание министра финансов Сергея Юльевича Витте и архангельского губернатора Александра Платоновича Энгельгардта. Это был уникальный опыт для Российской империи. Деревянные здания строились в Архангельске, а потом в разобранном виде перевозились на пароходах "Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства" в Екатерининскую гавань, где их уже собирали на отведенных участках. Фурнитуру для окон привозили из Тулы, стекло поставляло Северное стекольное общество, а петербургская фирма «Н. Глебов и Ко» обеспечивала город электрическим освещением, была построена городская электростанция, что очень важно в условиях полярной ночи. По проекту известного русского художника В. М. Васнецова был построен храм Святителя Николая Чудотворца при содействии С.И. Мамонтова. Также в городе, трудами сотрудников Мурманской научно-промысловой экспедиции, которая базировалась в Екатерининской гавани, были возведены школа и общественная баня. Были ещё лютеранская кирха и метеостанция. При строительстве, для комфортного проживания горожан, насколько это было возможно, учли направление северного ветра. Через три года строительство было окончено. Официальное открытие состоялось 6 июля (24 июня) 1899 года. На открытие на крейсере "Светлана" прибыл великий князь Владимир Александрович. Губернатор А.П. Энгельгардт зачитал решение Государственного совета о присвоении «городскому поселению и порту при Екатерининской гавани… названия «Александровск», которое было дано в честь имп. Александра III. На открытии присутствовало более 100 человек: чиновники, духовенство, ученые, промышленники и колонисты. Закончилось мероприятие военным парадом. Кольский уезд Архангельской губернии, в связи с появлением нового административного центра, был переименован в Александровский.
Новый административный центр Кольского полуострова оказался оторванным от реальной жизни. Быт немногочисленных русских поселенцев, норвежских колонистов и поморских промышленников был связан с тресковым промыслом. Вот только Александровск оказался в стороне от этой промысловой зоны. Рыбаки, а многие из них были жителями других уездов Архангельской губернии, тянулись к местам промыслов обходя стороной уездный город. Вслед за промысловиками двигались купцы, мелкие торговцы и промышленники. Торговцы, а город строился прежде всего как коммерческий порт, не видели смысла вести свою деятельность через Александровск. В этой ситуации уездный город исполнял роль надзорного органа: административного и полицейского. Повлиять на существенное изменение жизнь кольских поморов, что от него ожидали при строительстве, он не мог. Исследователи начала XX века критически относились к значимости Александровска как уездного центра. Начальник Мурманской научно-промысловой экспедиции Джевецкий Всеволод Феликсович, который по роду деятельности хорошо был знаком с городом, в 1910 году очень резко высказался о Александровске.
Надежды, связанные с учреждением административного центра, оказались такими же бесплодными, как и ожидания плодотворного влияния высоко культурной силы - экспедиции - на развитие Мурмана. Расположенный в 60 верстах от промыслового побережья Мурмана, город этот не превратился до сих пор в кучу развалин на болоте, на котором он построен, только благодаря заботам о нем правительства. Практического же значения не только в развитии культуры края и его колонизации, но даже и в поддержании нынешнего уровня промышленной жизни он не имеет и иметь не может уже по одному тому, что лежит слишком далеко от напряженной промысловой деятельности рыбацкого населения побережья ... Естественно, что и тяготения к нему деятельного колониста или пришельца помора тоже не может быть, тем более, что других культурных или экономических приманок, кроме казенной винной лавки, в нем пока что не имеется.
Вышеописанные обстоятельства оказались причиной по которому город не мог долго существовать как уездный центр. С появлением Мурманской железной дороги и города Романов-на-Мурмане (г. Мурманск) экономическая и административная жизнь перенеслась в новый центр Кольского полуострова. в 1920 году Александровский уезд был переименован в Мурманский так как уже с 1918 года Мурманск стал фактическим уездным городом, а 13 июня 1921 году из Александровского (Мурманского) уезда была образована Мурманская губерния с центром в Мурманске. Так Александровск и не стал столицей отдельной территории. Но не осилив роль административного и экономического центра Заполярья, Александровск успешно выполнил те задумки, которые закладывали в его строительство император Александр III и граф С. Витте. Город стал военно-морской базой Северного флота Советского Союза. Но это уже другая история, потому что город стал носить новое название - Полярный, а от старого города, кроме портовых складов, ничего не осталось.
Источник:
Држевецкий В.Ф. Рыбные промыслы Мурмана и его колонизация //Изв. Арханг. О-ва изучения Русского севера. - 1910. - №21. - С. 3-10; №22. - С. 1-15; №23. - С.17-31.
Кольская энциклопедия / Научно-издательский совет: Евдокимов Ю. А. [и другие]. СПб.:- 2008. - Т. I. - С. 407