Найти тему
📚 МемуаристЪ

Предатели золотых Сталинских гор

Именно с этого начались репрессии Сталина - любят рассказывать либералы. Сценарий этой картины писал лично вождь - вторят им кинокритики. Дорогая Сталинская агитка - добавляют кинодеятели нынешние.

Речь про замечательную картину «Великий гражданин», положенную на полку после недоброй памяти XX съезда. Запрет Хрущёва поразительный фильм погрузил в забвение на добрых полвека. Очень и очень жаль, картина и сегодня смотрится - не оторваться.

Мы с инженером Книгиным который день рубим канал сквозь Золотую гору. Прямо кирками через камни, ещё немного и превратимся в заправдашних рудашей - горных мастеров. Шучу, конечно.

Нет, мы не завербовались на стройку и на дворе по-прежнему 1937 год. На Золотую гору меня притащил Книгин. Да и гора не вполне настоящая, мы в Ленинграде, снимаемся в массовке фильма «Великий Гражданин».

Помните, мы вспоминали про первые Советские трансляции по телевизору? Первым полноценным фильмом, переданным на всю страну, как раз и станет меньше, чем через год «Великий гражданин». Поверьте, картина стоит того.

Мы опять пытаемся исправить искривившуюся дугой историю. Началось с передачи, в которой процитировали большую величину, видного Советских ещё времён искусствоведа Нею Марковну Зоркую. Понятно, сказала она это не при Сталине, а совсем в другую эпоху:

«Это не вполне тоталитарный фильм…хотя мы сейчас знаем прекрасно, да и тогда знали, что по сути это всё враньё, что агентами иностранных разведок ни Троцкий, ни Бухарин не являлись. И хоть все догадывались, что это не так... Эрмлер создает историческое полотно. С точки зрения сопоставления с действительностью оно достаточно фальшиво...»

Инженера чуть не разорвало от возмущения. Сильнее он озверел только когда в дидактических материалах к школьному учебнику обнаружил частушку, якобы, из Сталинской эпохи:

«Огурчики, помидорчики, Сталин Кирова убил в коридорчике!»

Либералы, не стесняясь, сообщали, что товарища Кирова, своего лучшего друга и ближайшего соратника по партии, мягко говоря, сам Сталин и заказал. Причины называют разные.

То говорят, что на голосовании Киров получил больше белых шаров, чем Сталин (что просто неправда). То, что Сталин боялся безумной популярности Кирова и тот метил на место вождя. То просто, Сталину нужен был повод для массовых чисток своих недругов. Пришлось пожертвовать старым другом.

Разумеется, к делу это никакого отношения не имеет. Убийство Кирова - тяжелейший удар, в первую очередь, по партии и лично Сталину. Единственный раз, когда вождь по-настоящему напился, был на похоронах старого друга Кирова. Удар в спину и крайне подлый.

Примечательно, картина снимается в разгар процессов над предателями троцкистами. В фильме прекрасно показано как под масками старых большевиков таятся прямые враги всего народа. И это не художественные выдумки, мотивы врагов вполне понятны и прозрачны.

Предатели коварны, сразу и не поймёшь на чьей они стороне. Фильм начинается с митинга на заводе. Главный областной коммунист Карташов ратует против увольнений. А заодно против рацпредложений и перестройки завода. Кстати, изобретателя из рабочих попросту избили бандиты.

Вроде не подкопаться, за рабочее дело товарищ Карташов. По правде же, всеми силами тормозит развитие завода. Не надо большевикам мощных заводов, вот вернутся старые хозяева, отблагодарят. Сколько такого мы слышали на открытых процессах совсем не от киношных персонажей.

В картине гениально сыграна шайка двуличников. Секретарь Крайкома, секретарь Губкома и заводской технолог из бывших. Примерно как мэр, губернатор и директор градообразующего завода. Все идеи молодых рабочих заметаются под ковёр, завод тихонько топят в болоте.

Производят там какую-то ерунду: зажигалки и всё такое прочее. Рабочие горят желанием создать на заводе свой, Советский трактор. В борьбе куются совсем новые Советские люди.

Вот пламенный большевик Шахов (именно его персонажа сравнивают с Кировым). Как играет его Николай Боголюбов! Выступает так, что хоть сейчас за ним и в бой, и на стройку! С таким же задором позднее будет играть маршала Ворошилова. Шесть Сталинских премий - не шутка!

Вот рабочие - ветеран фабричного дела Дубок. Многое повидал он в жизни, но живёт мечтой создать трактор для наших колхозов. Совсем юная девчонка Надя Колесникова, которая за будущее готова сражаться всей душой. В фильме, когда разгонят троцкистов, она станет новым директором завода. И это тоже не выдумка, сколько таких девочек лет в 19 становились и директорами фабрик и депутатами Верховного Совета! Удивительная эпоха!

Перерожденец Карташов тоже сыгран гениально. Веришь каждому слову, каждому жесту, гниль до каждой душевной извилинки. С каким великолепным презрением к людям он произносит:

«Мы не позволим им сдать нас в архив. Теперь у нас новая тактика, под их лозунгами к нашей цели!»

Черты личности показаны даже в мелочах. Секретарь Губкома то чуть ли не рыдает в кадре, то чуть ли не кричит, обессилено рушится на диван. И непрерывный пафос речей, в которых почти нет смысла, зато сплошные лозунги:

«Эта отсталая, толстозадая, неповоротливая страна! Мужики топоры точат, дальше или новая Гражданская или термидор! Перерождение, гибель!»

Карташов непрерывно всем объясняет, что не надо ничего строить. Надо раздувать Мировой пожар. А в родной стране как-нибудь само всё устроится. Ну или вернутся прежние, что скорее.

Как яростно разрушает подленькие сети из слов товарищ Шахов. Ему не по пути с пораженцами и предателями:

«Люди голыми руками скалы ворочают, верят, что социализм построить можно, только руку протяни! Как можно строить, если не веришь в Победу? Если перед глазами только гибель маячит и новая Гражданская?»

Помощник у Карташова, партийный чиновник поменьше, тоже замечательный. Настоящий бюрократ Боровский. Как блестяще придумано - в каждой сцене озабоченно пересчитывает пилюльки гомеопатии. Как жадно он говорит о власти, хочу быть вождём, а не конторщиком в ЗАГСе!

Методы тоже вполне бандитские. Когда рабочие собираются на митинг, Карташов с Боровским подсылают провокаторов:

«В каждом человеке нужно найти страстишку, гнилой винтик. Особое внимание на молодежь, молодежь любит романтику».

Увы, молодёжь романтику предателей не оценила. Провокаторам банально начистили пятачки.

Троцкистам этого мало. Интригой подставляют директора завода, который поддержал выпуск новых тракторов. Рабочих обманом не пускают на совещание. Когда не сработало - на канале закладывают динамит. В ходе диверсии гибнут рабочие.

Как раз вчера киношники целый день взрывали скалы пока вышел удачный кадр. В ушах звенит до сих пор. Разве что, замечательная музыка Шостаковича спасает дело. Только и тут кино перекликается с жизнью. Всем же либералам известно - вредителей выдумал товарищ Сталин.

Знать бы, кому так помешал наш фильм. Уже дважды кто-то ночью заливал уксусом уже отснятые плёнки. А сегодня кабели к софитам оказались перерублены топором. Придётся, верно, ставить на ночь у съёмочной площадки сторожа.

Нее Марковне, прежде чем объявлять картину враньём, воспоминания создателей фильма что ли почитать? Хотя бы про эти перерубленные кабели.

Помогать разоблачить предателей приезжает старый большевик Максим. Карташов ехидно обзовёт его гостем с обнажённым мечом. Максим объясняет рабочим на пальцах:

«Это очень просто и очень сложно. Просто, потому, что их заговор шит белыми нитками. А сложно, потому что занимаются этим не кулаки, не Керзоны, не офицеры с погонами, а люди, которые называют себя товарищами, членами партии».

Максим блестяще повторяет Сталинские слова, что нет никакого третьего пути. Строить можно либо социализм, либо капитализм. Эти, с позволения сказать, товарищи, рвущиеся к власти, в социализм не верят совсем. В задачке спрашивается - что же они строить-то будут?

Снимается чуть ли не комедийная сцена. Страшная своей правдивостью. Ко второму секретарю губкома приходит вражеский шпион. Шантажировать и вербовать приходит прегрешениями времён Гражданской в белой армии. Компромат убойный!

Только в ответ слышит «смирно, поручик»! Второй секретарь давно уже на другой стороне, его и вербовать не надо. Заговор в высоких кабинетах будь здоров!

В кино рабочие победят. Торжественно выедет из ворот завода первый Советский трактор. Праздничной демонстрацией как один пройдут рабочие в честь новой победы.

Финальные кадры картины сняты на ужасном контрасте. Товарищ Шахов приходит на собрание. У него для каждого есть слово ободрения, есть новая задача и добрый совет.

Как замечательно стыдит он директора спичечного комбината. Держи спички, закуривай. А они ломаются одна за другой. Шахов смеётся - специально для тебя таскаю, твоё производство. Принимай меры!

Кажется, ничто не сможет остановить большевиков. Дорога в будущее проторена широкая и ясная. Радость и мощь нашего народа переполняют зрителя. И на самом пике предательский выстрел убийц. Ничего другого не могут сделать заговорщики, только убить Шахова. Убить всех честных большевиков.

По всем законам жанра картина заканчивается там, где началась. Когда-то избитый провокаторами рабочий изобретатель отдаёт последнюю дань убитому товарищу:

«Шахов завещал нам великую ненависть к нашим врагам, великую веру в нашу победу и великую любовь к народу, к партии».

Вот и вся загадка убийства Кирова. Революции, молодой Советской республике всего-то двадцать лет. Слишком многие ради личной выгоды и теплого местечка были готовы на что угодно, хоть продать родную страну врагам. Многие предатели верили, что это вполне возможно. Сыпануть горсточку песка в шестерёнки народной власти и глядишь, всё рухнет. А уж с прежними хозяевами договоримся. Они не зря из-за границы денежки заговорщикам шлют.

Приговор таким деятелям под масками верных большевиков в картине прямой и однозначный. Не перешибить им могучую волю Советского народа:

«Они стоят поперёк дороги, по которой шагает Революция, суетятся в обозе, цепляются за колёса, пытаются остановить бодрое движение миллионов!»

Что ж, Нея Марковна, может картина в чьих-то глазах и выглядит «враньём», только тогда движение миллионов врагам удержать не удалось. Прорубились в будущее как наш киношный канал сквозь Золотую гору. Голыми руками скалы ворочали! Умели же снимать!