Эта экранизация (телефильм из двух серий) не слишком известна, в отличии от нашего проекта 1998 года и французской же версии 1971-го. В целом, на подавляющее большинство отечественных зрителей (судя по отзывам) она произвела отрицательное впечатление.
Что же, пробежимся по воплощениям главных героев. Воплощения эти, надо сказать несколько странные. В этом фильме очень занятный мискаст (мнение, опять же субъективное и личное), как будто бы в проект набрали именно тех актеров, что и нужно, вот только выдали им не те роли. Актера исполняющего графа де Монсоро – надо бы поставить на место Бюсси, того, кто играет Бюсси – определить во Франсуа Алансона, а Алансон сошел бы за Генриха III.
Итак, Бюсси должен определенно выигрывать у графа де Монсоро внешне – мне трудно оценить красоту, здесь вопрос внешнего благородства и достоинства. Вот наш граф – на одном из постеров к фильму. Такое впечатление, что зрителя пытаются обмануть – как будто именно этот решительный и брутальный рубака и есть Бюсси – ведь так уверенно и доверчиво на него опирается главная героиня. Кто же это, если не её возлюбленный? Нет, не он – это один из двух главных злодеев. Но почему на постер не вынесен главный положительный герой? При выпуске фильма на DVD в России, также схитрили и поставит на первый план Бюсси постеснялись, да и Диану убрали на всякий случай.
Что же, вот он - де Бюсси… Актер, может быть и не плохой, вот только с такими лицами и прическами обычно играют прохиндеев (можно и из знати, можно и из простонародья), положительных и не очень, но уж никак не благородных героев-любовников. С другой стороны, все, как в жизни – дамам нравятся мошенники. Но это же экранизация известного романа, может быть стоило соблюдать некоторые условности кино? Чем этот Бюсси благороднее этого графа де Монсоро – понять несколько затруднительно.
Когда смотришь на нашего Бюсси-Домагарова и на нашего Монсоро (Юрия Беляева), понимаешь, что последнему никак не обойтись без десятка головорезов для отправки любвеобильного конкурента на тот свет. Но здесь-то что мешает, такому Монсоро самолично скрутить в бараний рог такого мелкого прохвоста? Дел то на пять минут. Другое бы коленкор, если бы создали экранизацию плюс исторический реализм.
Глядя на последнее воплощение Бюсси от французов, действительно веришь, что тот и родственника мог порешить во время Варфоломеевской ночи (по коммерческим, а вовсе не религиозным «убеждениям») и на всех парижских закоулках рассказывать о своих любовных победах, настоящих и мнимых. И не только злословить – как известно, когда наш герой сопровождал Генриха Валуа в Польшу, добрые горожане в одном немецком местечке, чуть было не подняли Бюсси на вилы - за домогательства к местной трактирщице. Дамский угодник спасался в городской тюрьме. Но историчность – здесь не в чести.
Например, прямо с места в карьер обнаруживается, что Бюсси, оказывается – гугенот. Уж на что сам великий Дюма был фантазер, но от такой ереси даже бы он крякнул.
Герцог Анжуйский, Франсуа. И сразу же вопрос, глядя на новое воплощение персонажа – как быть с одной главной интригой? Вот зачем ему какая-то там Диана де Меридор? Она же девочка! Но – не «стоит беспокоиться», как будто угадывая наперед реакцию зрителей на внешний вид герцога, сценаристы с ходу заставляют Франсуа трепаться и нести околесицу о женщинах.
Сама же Диана здесь, внезапно, брюнетка. Она… красива, вот только это современная девушка, эдакая студентка. Применительно к эпохе – актриса была бы великолепна, играя шустренькую и бойкую торговку или служанку. Но никак не загадочную даму. Непонятно с чего вдруг, Бюсси, Монсоро и противный брат короля внезапно сходят с ума. Последний (по-видимому, для того чтобы окончательно убить все сомнения зрителя) и вовсе накидывается на Диану с поцелуями во время бала, при всей честной дворянской компании окрестностей.
На страничке данного телефильма на «Кинопоиске»: «В 1578 году…» С чего бы вдруг? Все события в фильме происходят в 1574-ом, через две года после Варфоломеевской ночи. Невероятно перелопачен как сюжет романа, так и исторические события в изложении уже самого Дюма – то есть, от реальных событий вовсе маловато чего остается.
Диана знакомится с Бюсси на балу в имении Монсоро, там же она встречает и озабоченного Франсуа Алансона. Впрочем, позже, встреча героев, где Диана спасла израненного Бюсси от врагов все же произошла. Однако, еще до свадьбы Дианы и Монсоро. Кстати, Сен-Люка с женой здесь нет, как и друзей Бюсси. С миньонами какая-то путаница: есть Келюс и почему-то Жуайез, хотя последний вошел в фавор у короля позже (и по романам Дюма в том числе).
Граф де Монсоро злодейски убивает старого Меридора, причем делает это средь бела дня: подъезжает к замку Меридоров (его видит туча челяди), проходит со стариком в его спальню, уговаривает подписать брачный контракт и уходя поджигает свечой занавеску. Старичок запутался в балдахине и … того. Монсоро ушел и все нормально, так во Франции и делали в старину, по мнению режиссера. Зачем какие-то яды, засады и интриги, когда можно вот так?
Шико орет на короля – «Народ тебя разлюбил!» Когда успели? Если у нас 1574 год, то Генрих король формально с 30 мая сего года, а во Францию и вовсе вернулся 2 сентября. «Сделай своей королеве наследника, народ это оценит. А то и я могу это сделать, никто и не узнает». – продолжает Шико. Вот тут есть одна маленькая проблема. Что нужно, чтобы сделать наследника королеве, как вы думаете? Нет, нет, я не о том. Для начала нужно на ком-нибудь жениться, чтобы эта самая королева была в наличии. А Генрих III женился только в 1575-ом.
«Ни один дворянин моего положения не хочет служить вам!» - бросает Бюсси Франсуа Алансону, хм, это слишком даже для Бюсси. Сестру Гизов Катрин-Марию, здесь именуют герцогиней де Гиз. Видимо, режиссер со сценаристом судили о зрителях по самим себе и переживали, что бедный зритель не поймет, почему какая-то герцогиня Монпансье бьется за дело Гизов. А пояснить парой строк, что это их сестра, выданная замуж и носящая, как и полагается титул мужа (а не с какого-то перепугу отцовский) – это же так сложно.
Вообще, уже с первых пяти минут телефильм становится даже интересно смотреть – в том плане «А что они еще здесь отчебучат?»