Этой курсантской тетради из девяноста шести листов почти полвека. Однако её содержание по прошествии такого гигантского срока для меня лично стало только дороже.
Чем же мне так дорога эта тетрадь? А тем, что в ней законспектированы лекции моего любимейшего училищного преподавателя — полковника Александрова Александра Ивановича, кандидата психологических наук.
В высших военно-политических училищах (я учился в Ленинградском) был мощный курс военных и технических наук. Однако ему нисколько не уступал курс наук общественных, среди которых, на мой взгляд, были важнейшими: философия, психология, педагогика. Не зря же преподаватели и командиры твердили, что "лепят" их нас "инженеров человеческих душ".
Я, конечно, допускаю мысль о том, что некоторые читатели покрутят пальцем у виска, читая это многословное вступление. Действительно, чего это вдруг военный отставник взялся за эту тему? Оделся бы потеплее и ловил бы себе рыбу на каком-нибудь озере. Благо их много в нашем живописном краю. Или пробежался бы лучше на лыжах по пока ещё здравствующему Ковалёвскому лесу, который в пяти минутах ходьбы от дома...
Однако мне думается, что непозволительно обходить стороной вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Ведь как у редактора газеты у меня накопилось достаточно информации, чтобы делать конкретные выводы...
Однако сердцещипательные частности я обойду стороной, а открою лишь две страницы дорогого мне конспекта. Касаются они педагогического такта.
Почерк здесь у меня, конечно, корявый, но, уже будучи офицером, я постарался рядом написать более разборчиво.
Итак, читаем: "Педагогический такт — это способность офицера установить педагогически целесообразные отношения между людьми". Здесь имеются в виду отношения между начальниками и подчинёнными.
Ну, а теперь давайте "всё разложим по полочкам". То есть, рассмотрим суть правил педагогического такта. Как это ни странно, они очень просты и не требуют титанического напряжения нервной системы при их соблюдении:
1. Требовательность без грубости.
2. Естественность и простота без панибратства.
3. Принципиальность без раздражения.
4. Юмор и ирония без унижения.
5. Способность обучать без подчёркивания своего превосходства.
6. Умение слушать, не перебивая.
7. Серьёзность подхода к ответу независимо от его правильности и грамотности.
8. Способность давать советы без навязчивости и поучительности.
Всё просто. Ведь так? Или кто-то не согласен?
Следующая же страница тетради начинается с вывода: "Если начальник действительно обладает высокими качествами педагога, то он обязательно найдёт поддержку в коллективе."
Как вы понимаете, эти правила касаются не только военных, но и всех других начальников, руководителей, в том числе, и школьных учителей. Ведь не зря же их называют педагогами? Да и сам я, согласно образованию и многолетнему опыту деятельности, педагог. И не только военный. Довелось быть учителем истории и ОБЖ в школе № 430 (Ломоносов) и преподавателем истории, права и философии в Санкт-Петербургском индустриальном техникуме.
А теперь, уважаемые читатели, ознакомившись с содержанием страницы моего курсантского конспекта 1973 - 1974 годов, постарайтесь задаться вопросом: соблюдаются ли вышеперечисленные правила на практике?
Вопрос этот в эпоху Интернета и гаджетов актуален как никогда...
Еще в мою память навсегда врезалась мысль великого грека — Плута́рха Лу́ция Ме́стрия, которую нам привёл полковник Александров: "Ум — это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который необходимо зажечь". Здесь речь уже идёт об образовании как системе. Но об этом я расскажу в следующий раз.