Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе – экзамен несложный. Можно сказать, что это боевое крещение перед Основными государственными экзаменами (ОГЭ). Чтобы получить зачёт на Итоговом собеседовании, достаточно преодолеть порог в 10 баллов из возможных 20. Однако не все ставят перед собой задачу минимум. Знаю, что среди вас есть те, кто хочет получить 20 из 20 и ни баллом меньше! Что ж, эта статья для вас – для амбициозных!
В борьбе за максимальный балл можно выделить 5 основных ошибок, которые совершают участники экзамена.
Ошибка 1 – Чтение наперегонки с самим собой...
Где-то глубоко в подсознании засела мысль о том, что читать нужно быстро. В детстве близкие и дальние родственники переживали: "Нашему котику уже 5 лет, а он всё ещё не читает!" В начальной школе проверяли технику чтения, а потом на собрании строгая учительница говорила маме: "Ваш сын читает 30 слов в минуту, нужно больше заниматься". И вот вы пыхтели, сопели, пыжились, продираясь сквозь дебри букв, лишь бы скорее-быстрее прочесть ненавистный текст и побежать играть. Может, вас даже водили на занятия по скорочтению. Только зачем? Зачем ребёнку быстро читать? У меня нет ответа на этот вопрос... Быстро читать нужно студенту, аспиранту, учёному, но зачем быстро читать школьнику, я не знаю. Потом ученика ругают, что он неверно решил задачу, так как невнимательно прочитал условие. Так он пытался вам угодить: читал БЫСТРО!
Мне бы хотелось, чтобы вас наконец отпустило желание добежать первым до конца текста. Попробуйте получить удовольствие от чтения. Читайте медленно, вдумчиво. Наверняка вы слушали когда-то аудиокниги. Если нет, самое время начать. Послушайте, как профессиональный чтец произносит слова, он не торопится.
На Итоговом собеседовании не оценивается скорость чтения, поэтому не спешите. В спешке вы делаете ошибки: искажаете облик слова, неправильно ставите ударение. Прочитайте текст с удовольствием! Насладитесь процессом! Уверена, вы не пожалеете.
Ошибка 2 – Успею записать весь текст!
На подготовку пересказа даётся 2 минуты. Не так много, но и не слишком мало, поэтому некоторые участники экзамена стараются за отведённое им время успеть переписать весь текст для пересказа в Поле для заметок. Получается ли это у них? Нет. Обычно бывает так: время на подготовку заканчивается, а вы успели переписать только полтора–два абзаца. Выходит, что начало текста вы пересказываете хорошо, а вот конец комкаете, начинаете путаться, ошибаться и... терять баллы.
Время на подготовку к пересказу нужно расходовать с умом. На каждый абзац по 30 секунд. Выписываете фактическую информацию, которую можете исказить: все имена собственные, информацию в цифрах, ключевые слова. Выписываете в той последовательности, в какой информация была представлена в тексте.
Ошибка 3 – Забыл про цитату!
Казалось бы, что может быть проще? Прочитал цитату по бумажке и получил дополнительно 2 балла. Проблема в том, что ученик иногда так увлекается пересказом, так старается ничего не забыть, не упустить ни одной микротемы, что просто забывает про цитату. Часто не помогают даже попытки экзаменатора-собеседника подмигнуть увлечённому участнику, как-то намекнуть на то, что нужно сделать.
Если вы замечали за собой такие приступы забывчивости, рекомендую начать пересказ текста прямо с цитаты. Всегда можно найти возможность удачно использовать высказывание в начале пересказа. Главное – не теряться!
Не забываем включить в пересказ цитату, которую просто спокойно прочитываем с листа.
Ошибка 4 – Монолог. Экзаменатор уснул
Чтобы успешно справиться с третьим заданием, необходимо составить устное монологическое высказывание на 10 фраз.
Раз уж мы говорим об амбициозных девятиклассниках, то ожидаем, что готовились они к Итоговому собеседованию не один день и даже не один месяц. Им есть что сказать. Проблема состоит в том, что в страхе сказать недостаточно, участник экзамена говорит слишком много. Иногда даже приходится останавливать такого оратора и вежливо говорить: "Спасибо, достаточно. Перейдём к следующему заданию".
Безусловно, это прекрасно, когда у ученика хорошо развита речь, он свободно изъясняется, рассуждает. И всё же я не рекомендую составлять слишком длинное монологическое высказывание. Во-первых, оно удлинит общее время проведения экзамена. Во-вторых, количество в нашем случае не всегда означает качество. Как правило, срабатывает закон: чем больше сказал, тем больше сделал ошибок (грамматических, речевых, орфоэпических).
Ошибка 5 – "Остапа понесло..."
В последнем задании нужно дать ответы на простые вопросы, связанные с вашим монологическим высказыванием. Окрылённый близким окончанием экзамена, участник наконец выдыхает, расслабляется и решает с удовольствием пообщаться с экзаменатором-собеседником, рассказывая обо всём со дня сотворения мира.
И тут можно понять несчастного! Он так боялся, что текст попадётся сложный, пересказ не получится, цитата будет скомкана, а монолог завален. Но чудо свершилось! Текст замечательный, прочитал отлично, пересказал неплохо, цитату ввернул как нельзя кстати, монолог прозвучал блестяще... Всё! Финишная прямая! Я первый! Я лучший! А экзамен между тем продолжается...
Если вы когда-то занимались или занимаетесь спортом, вы понимаете, о чём я говорю. Финишная прямая – самый ответственный этап. Отвечая на вопросы, вы не должны говорить много. Такого критерия нет. Ответ может быть дан одним предложением. Так и поступаем: отвечаем коротко, не вдаваясь в подробности. Так вы быстрее покинете экзаменационную аудиторию и избавите себя от ненужных ошибок.
Итак, мы разобрали ТОП-5 ошибок на Итоговом собеседовании в 9 классе. Надеюсь, статья показалась вам полезной!
Готовимся к экзаменам вместе в Телеграм https://t.me/ratnikova_school
Более подробно о том, как проходит Итоговое собеседование в 9 классе читайте здесь:
О том, как написать изложение и сочинение в формате ОГЭ, читайте здесь: