Сегодня говорим о написании изложения в формате ОГЭ.
Первым заданием на экзамене по русскому языку в 9 классе является изложение. Объём исходного текста для изложения составляет 150–180 слов. Вы должны будете сжать его примерно вполовину, но об этом поговорим дальше.
Как будет проходить изложение?
- Вы дважды прослушаете текст. Между прослушиваниями будет пауза в 3–4 минуты. Во время паузы вы будете работать с черновиком изложения.
- Во время прослушивания текста у вас будет возможность пользоваться черновиком, то есть делать краткие записи.
- После того, как вы прослушали запись дважды, вы продолжаете работать в своём темпе.
Тематика текстов для изложения
У текстов для изложения на ОГЭ нет заглавий. В бланке ответа вам нужно будет просто написать "Задание 1" или "Изложение" и переписать из черновика текст, который у вас получился. Тем не менее, все тексты для изложений посвящены довольно ограниченному кругу тем, созвучных темам сочинения 9.3.
В текстах для изложения затрагиваются такие темы, как любовь, дружба, семья, воспитание, образование, искусство, война, поднимаются проблемы нравственного выбора человека, становления его личности, формирования жизненных ценностей.
Абсолютно все тексты для изложения в формате ОГЭ разбиты на 3 абзаца, каждый из которых содержит микротему, или главную мысль. При сжатии исходного текста вам необходимо будет сохранить абзацное членение текста.
Задание 1, то есть задание к изложению, во всех вариантах одинаковое. Оно звучит следующим образом:
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Таким образом, при прослушивании текста для изложения вам необходимо будет уловить главную мысль каждого из абзацев, а фоновую информацию исключить, обобщить или упростить. Так как же это сделать?
Существует несколько способов сжатия текста:
- Исключение однородных членов предложения; повторов; фрагментов, имеющих несущественное значение; синонимов; подробных описаний; цитат и проч.
- Обобщение: замена однородных членов предложения обобщающим словом; использование местоимений с обобщающим значением, например, все, никто и проч.
- Упрощение – слияние нескольких предложений в одно; замена сложноподчинённого предложения простым; замена прямой речи косвенной и проч.
Давайте на примере текста "Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают…" напишем изложение. Кстати, на своем телеграм-канале я проводила видеоурок, посвященный написанию изложения по этому тексту. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить следующий стрим! https://t.me/ratnikova_school.
Для начала прочитаем текст:
Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, все равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба.
Люди очень часто употребляют это слово в своем языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.
Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры. Тогда они смогут дружить, даже если их отношения к определенным явлениям жизни разные. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но все равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы. (164 слова)
Теперь рассмотрим по абзацам, как можно сжать данный тест. Наверняка у вас появятся свои варианты. И это правильно, потому что сколько людей, столько уникальных текстов изложения. При этом все они могут быть абсолютно правильными. Я предлагаю свой вариант в качестве примера использования приёмов сжатия текста.
Итак, приступим к созданию изложения.
1-й абзац изложения
Было
Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба. (41 слово)
Стало
Есть ценности, которые изменяются со временем. Но существуют и вечные ценности, имеющие большое значение для всех людей. Одной из таких ценностей является дружба. (23 слова)
В данном абзаце я использовала все приёмы. В первом предложении исключила однородные сказуемые, а деепричастный оборот "становясь пылью времени" заменила на "со временем". Во втором предложении исключила избыточную информацию и заменила сложноподчинённое предложение простым. В третьем предложении исключила определение "вечных" и вводное слово "безусловно".
Микротема 1-го абзаца: Дружба – одна из вечных ценностей.
2-й абзац изложения
Было
Люди очень часто употребляют это слово в своем языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. (59 слов)
Стало
Люди часто употребляют это слово, но мало кто может сформулировать, что такое дружба. Дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и готовности прийти друг другу на помощь. (30 слов)
Во втором абзаце я также исключаю избыточную информацию, однородные сказуемые, однородные придаточные предложения ("кто такой настоящий друг, каким он должен быть"). Второе предложение упростила и сделала простым, оставив только определение понятия "дружба".
Микротема 2-го абзаца: Дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей.
3-й абзац изложения
Было
Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры. Тогда они смогут дружить, даже если их отношения к определенным явлениям жизни разные. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но все равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы. (61 слово)
Стало
Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности. Тогда они смогут дружить, несмотря ни на что. Люди могут общаться редко, но всё равно оставаться близкими друзьями. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы. (32 слова)
В третьем абзаце я исключила однородные дополнения, упростила текст, объединив второе и третье предложения ("несмотря ни на что"). Также обобщила однородные сказуемые в четвёртом предложении, заменив обобщающей фразой ("общаться редко").
Микротема 3-го абзаца: Люди с общими жизненными ценностями могут дружить на расстоянии, что является отличительной чертой настоящей дружбы.
Ну что ж! Вот таким нехитрым образом мы написали изложение по русскому языку в формате ОГЭ. По-моему, не сложно!
Напоследок хочу дать несколько полезных советов из многолетней практики работы экспертом ОГЭ и преподавателем:
- На экзамен по русскому языку категорически нельзя опаздывать, так как повторно аудиозапись текста изложения персонально для вас не включат. Это автоматически лишит вас 7 баллов.
- Записи в черновике во время прослушивания текста в первый и во второй раз необходимо делать строго на одной стороне одного и того же листа формата А4. Потренируйтесь заранее, чтобы привыкнуть.
- Избегайте непонятных или сложных в написании слов, пользуйтесь словарём.
- И самое важное! Прочитав текст своего изложения, который вы будете переносить в чистовик, задайте себе вопрос: "Мне всё понятно в МОЁМ тесте?". Если какие-то фразы кажутся вам бессвязными, невнятными, лучше совсем исключите их из своего изложения или попробуйте перефразировать. Представьте, что этот текст вам нужно прочитать ребёнку так, чтобы тот всё понял.
На этом у меня всё! Всем успехов на экзамене.
Также напоминаю, что на канале есть статьи о том, как написать сочинения 9.1, 9.2 и 9.3 по русскому языку в формате ОГЭ:
Если понравилась статья, ставьте лайки. Пишите в комментариях, какие темы вас интересуют, мы разберем их в следующий раз!
Обязательно подписывайтесь на мой Телеграм-канал по ссылке https://t.me/ratnikova_school