Ночью с 3 на 4 февраля 1943 года, то есть ровно 80 лет назад, на южной окраине Новороссийска, в районе деревни Станички, высадился первый десант на Малую землю. Началась оборона, которая продлилась целых 225 дней и завершилась освобождением Новороссийска от фашистов. Оборону Малой земли в наше время несправедливо забывают, хотя мало кто знает, что это был самый настоящий "второй Сталинград". Каждый третий боец, среди оборонявших Малую землю, либо погиб, либо был ранен, либо пропал без вести. Интенсивность боев была настолько плотная, что вокруг горела земля, в прямом смысле слова. Ситуацию усложняла твердая, каменистая почва, которая не позволяла оперативно окопаться, отсутствие достаточного количества воды, пропитания и нормальной медицинской помощи. Но, несмотря на все эти сложности, наши бойцы выстояли против врага, которого было в 2-3 раза больше...
"4 февраля высадились на Малой земле, сели на катера да поплыли. Немцы нас там уже ждали, это как закон, никуда от них не денешься, они всегда тебя ждут. Было нас в коробке примерно 1000 человек набито. Подошли к берегу, попрыгали в воду, вот и весь десант. Из воды сразу в бой, немцы стали отступать, как выяснилось затем - специально. Гнали их до городского кладбища, тут они нас как раз и остановили. Уперлись в их дзоты и пулеметы начали нас сечь прямо в упор. Тут мы и встали в оборону.
С одной стороны кладбища - мы, с другой - немцы. С кладбища не выбьешь, там за каждым камнем можно спрятаться. Так и воевали, то мы наступаем, то немцы. Но что интересно, примерно посередине между нами был колодец, он и по сей день там есть. С этого самого колодца и мы пили и немцы. Трудно представить, но на водопой у нас было перемирие! Ходили с ведрами за водой и никто не стрелял в это время друг в друга. Мы попьем, затем они, и давай дальше стрелять".
А вот что говорили о наступлении наших уже сами немцы.
"В частях царила полная неразбериха. Мы ждали русских, но они пришли внезапно. Никто не понимал что произошло. Бойцы Кунникова быстро окопались поодиночке или маленькими группами, и без остановки отовсюду стреляли. Создалось впечатление, что высадилась целая дивизия. На самом деле, как мы узнали гораздо позже, морских пехотинцев было всего 273 человека. Это мизерное количество солдат, по сравнению с нами, сумело посеять настоящую панику в наших расположениях".
Первое время немцы имели существенное преимущество над красноармейцами. В танках и самолетах - примерно в два раза, в живой силе - в четыре раза, в артиллерии - в семь раз. Только представьте, на Малую землю немецкие самолеты, в количестве до 1000 штук, вылетали с 13 аэродромов и бесконечно засыпали бомбами красноармейцев. На месте боев в районе Мысхако не осталось ни одного целого дерева. В среднем, за семь месяцев боев, на каждого защитника Малой земли пришлось примерно 1250 килограмм бомб и различных снарядов.
"На Малой земле тяжело было с поддержкой, сами на себя полагались. С воздуха немцы нас бомбят, с моря немцы, еще пехота постоянно наступает. А мы сидим как суслики, пока они бьют по нам со всех сторон. Немцы первое время на всех участках были как боги, превосходили нас сильно, но мы как зацепились за этот участок, уже не отдавали".
"Несмотря на то, что говорят о питании, с едой у нас более-менее было. Хлеб давали регулярно, а сухарями даже сверх нормы снабжали. Мяса и воды - вот этого точно не хватало, протягивали на сухарях. Правда один раз удалось попробовать мясо дельфина. Но однажды мы продовольственный склад нашли. Да дело в том, что и немцы его тоже нашли. Лоб в лоб столкнулись с немцем, стоим и смотрим друг на друга. Он мог стрелять и я мог стрелять, но тогда склад никому не достался бы, разбомбили. И тут ситуация как с колодцем получилась, старались по очереди брать пропитание, устанавливали перемирие. Там среди немцев много румын было, а они по-русски понимали неплохо, поэтому и договаривались".
Во многих статьях об обороне Малой земли вы найдете упоминание о том, что было много дезертиров. Мол даже целый отряд НКВД пригнали сюда, чтобы порядок наладили и дезертиров ловили. Но, это скорее рассказы, так называемых, современных историков, которые вам и не то еще напишут. Как это было на самом деле, говорит морпех Колесников Николай Григорьевич, воспоминания которого мы и публикуем в данной статье.
"Ни в первые месяцы войны, ни на Малой земле, ничего панического не наблюдалось. Все мы думали так - ничего, что немца в два раза больше, мы еще посмотрим чья возьмет! Планировали не сдаваться, не отдавать ни метра земли и стоять до последнего. Только такой настрой был у всех, а там уже как выйдет".
Так что, друзья, когда будете в Новороссийске, не забывайте, что это не просто город-курорт, это еще и 225 дней обороны, которые позволили ему таковым стать и вообще дали возможность нам его сегодня посещать в качестве отдыхающих, а не каких-нибудь "остарбайтеров"...
Мой блог в Одноклассниках, там можете писать в личные сообщения, отвечаю сразу.
Мой канал в Телеграмм, там публикую то, что здесь нельзя.